Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 51 феноменов нравственности явлениями иных сфер. Он также является характерной чертой современного индивида (См. примечание № 3). Таким образом, превозносится абсолютный, категоричный нравственный плюрализм. Отсутствие демаркации и чётких границ инициирует легитимность поведения без определённых ограничений, хотя сама мораль по своему внутреннему содержанию скорее есть больше ограничения, чем позволение [5, c. 691]. Несомненно, что любой запрет связан с ограничением или пресечением доступности к желаемому, так как то, что не желаемо, то не приходиться запрещать [16, c. 102]. Даже если это желаемое имеет положительную оценку самого индивида, не обязательно, что оно таковым является по содержанию. Современный же индивид старается создать систему ценностей, где каждая субъективная оценка предмета или явления будет легитимной, и соответственно обосновывающей существование того или иного феномена или явления. В подобной общей системе даже дифферентные и исключающие друг друга понятия имеют возможность существования. Однако не всегда наличие большого количества разрозненных и противоположных элементов могут создать целостную систему, особенно при условии, что у системы имеются определённые границы, поэтому часто некоторые элементы могут отвергаться в её построении (См. примечание № 4). Для современного человека «моральная свобода» ассоциируется не с поиском новых элементов для ценностной системы в процессе их тщательного отбора, а с всепоглощающей и жадной вседозволенностью, которая имеет приматом прихоть, эффективность и отсутствие воли. Несомненно, что «человек создает собственный аксиологический образ мира, прочерчивает свою ось координат добра и зла, в соответствии с которой он совершает поступки, выстраивает свое поведение» [5, c. 697]. Однако не всегда такая субъективная оценка, особенно продиктованная вожделениями, аффектами (См. примечание № 5) и удовольствиями как приматами мышления и деятельности, способствует адекватному пониманию мира и самоопределению, и более того, обозначению рационального и позитивного вектора жизнедеятельности. То, что мыслиться как метод индивидуальности, через преодоление границ, запретов и ограничений, может являться формой декаданса и саморазрушения. Ницше Ф. предъявляет определённые обвинения морали, а именно в том, что она сделала человека слабым [11, c. 56-57]. В частности, его критике особенно подвергались идеалистические системы нравственности. Например, критикуя рационализм и идеализм античных философов в аспекте аффектов и инстинктов (в том числе Сократа и Платона), указывал, что то, что должно было стать средством избавления от декаданса, стало лишь формой его выражения [11, c. 25]. Подобная тенденция наблюдается и в современном мире – положения абсолютной морали претерпевают кризис, не только как часть религиозных систем, но и как автономные философские концепции и социально-идеологические положения, направленные на консолидацию. Однако проблема не в самих абсолютных ценностях, а в тех индивидах, которые используют их в спекулятивных целях (зачастую чисто

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=