Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 37 регулярно и очень разными людьми, Толстой категорически отказывался считать его опровержением абсолютности запрета на насилие. Он полагал, что попытки помыслить исключение в этом запрете неверны сами по себе и ведут к непоправимым последствиям, где исключение становится правилом действия, ведущее не к прекращению насилия, а к его поддержанию или усилению. Толстой опровергал аргумент «невинная жертва» в переписке, в литературных, публицистических и философских произведениях. Философскую критику аргумента «Невинная жертва» Толстой наиболее полно разворачивает в письме, датированном предположительно январем 1888 года и адресованном социалисту-революционеру Михаилу Михайловичу Чернавскому [15], а также в письме, датированном январем 1896 года, американскому писателю Эрнесту Кросби [17]. К тому же 1888 году, что указывает на возможную прямую связь этих двух событий, относится намерение Толстого написать историю об «убийце, ужаснувшемся непротивлению» [11, с. 584], что стало бы литературной критикой аргумента «невинная жертва». Затем это намерение Толстой выражает в дневниковых записях на протяжении ряда лет и, наконец, в 1904 году заканчивает повесть «Фальшивый купон», где в одной из сюжетных линий воплощает свой замысел. В повести «Фальшивый купон» один из персонажей, которого зовут Семен, совершает несколько особо жестоких и хладнокровных убийств, встроенных в череду причинно-следственных поступков. Эта череда началась со ссоры с отцом и подделки купона задолжавшим гимназистом, который вплоть до конца истории остается в полном неведении о том, к чему привела его ложь. Последней жертвой Семена стала женщина, живущая подвижнической жизнью, которая своими предсмертными словами смогла всколыхнуть его, казалось, полностью исчезнувшую совесть. В тюрьме и затем на каторге жестокий убийца кардинально меняет свою жизнь, обращается в кающегося праведника, который не только сам отвратился от насилия, но своими поступками, смирением и убеждением меняет к добру взгляды и поступки окружающих его людей из самых разных слоев общества. В конце произведения Семен примеряет бывшего гимназиста с его отцом [20, с. 5-53].С помощью повести Толстой хотел донести до читателя, что «невинная» детская ложь может послужит обстоятельством, запускающим круговорот насилия. Что тот, кто совершил ужасное злодеяние, в тоже время может быть до этого жертвой. Что в формирование «разбойника» вносит вклад насилие и нечувствительность окружающих. Что понять злодеяние невозможно вне широкой перспективы, а тот, кто совершил злодеяние, может обратиться праведником, но не через насилие над ним, а через попытку внушения и «ужас непротивления». Философскую критику аргумента «невинная жертва» Толстой строит вокруг нескольких взаимосвязанных контраргументов, среди которых можно выделить четыре, условно назвав их 1) эмпирическим, 2) структурным, 3) консеквенциалистским и 4) антигносеологическим.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=