Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 30 К. Е. Троицкий Институт философии РАН ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ: ИСТОРИЯ И КРИТИКА АРГУМЕНТА «НЕВИННАЯ ЖЕРТВА» В статье я защищаю ненасильственную позицию и демонстрирую, что критика Л. Н. Толстым аргумента «невинная жертва» точна и актуальна. Статья включает описание появления аргумента «невинная жертва» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина», критический анализ последующих модификаций этого аргумента Ф. М. Достоевским, В. С. Соловьевым, И. А. Ильиным и А. В. Луначарским, а также детальное изложение возражений Л. Н. Толстого, опровергающих этот аргумент. Помимо описания исторического контекста и развернувшейся дискуссии о непротивлении злу насилием в статье предпринимается критика структуры и содержания аргумента. Аргумент «невинная жертва» имеет целый ряд дефектов, которые касаются его смысла, внутренней структуры и практической направленности, вследствие чего он должен рассматриваться как имморальный. Структура аргумента «невинная жертва» не уникальна и встречалась в других этических обсуждениях, поднимавшихся как до, так и после жизни Л. Н. Толстого. Распространенность и неустанное возобновление попыток оправдать насилие делает задачу исследования истории, а главное критику аргумента «невинная жертва» насущной и важной. Ключевые слова: Лев Николаевич Толстой, ненасилие, непротивление злу насилием, мораль, этика, аргумент «невинная жертва» K. E. Troitskiy Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) LEO TOLSTOY AND NON-RESISTENCE TO EVIL BY VIOLENCE: THE HISTORY AND CRITICISM OF THE “INNOCENT VICTIM” ARGUMENT The article highlights Leo Tolstoy’s criticism of the “innocent victim” argument. It also critically analyzes the subsequent modifications of this argument by Fyodor Dostoevsky, Vladimir Solovyov, Ivan Ilyin and Anatoly Lunacharsky, which were directed against the idea of non- resistance to evil by violence. In addition to describing the historical context of the discussion about nonresistance to evil by violence, the article offers a critical analysis of the structure of the argument. The “innocent victim” argument has a number of flaws that concern both its idea, internal structure, and practical orientation. As a result of these defects this argument should be regarded as immoral. The structure of the “innocent victim” argument aimed to refute the idea of non-resistance to evil by violence, is not unique and has been encountered in other ethical discussions that have been raised both before and after the life of Leo Tolstoy. The popularity and relentless resumption of attempts to justify violence makes the task aimed at researching history and criticizing the “innocent victim” argument important and actual, In the article I defend a nonviolence approach and demonstrate that Leo Tolstoy’s criticism of the “innocent victim” argument is accurate and relevant. Keywords: Leo Tolstoy, non-violence, non-resistance to evil by violence, morality, ethics, the “innocent victim” argument

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=