Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 185 “мещанской” порядочности» [2, с. 191]. Поэтому в 1910-1911 годы художник обратился к жанру большого репрезентативного портрета, в котором словно состязаясь с великими портретистами прошлого, стремился отразить остроту социальной и психологической характеристики модели из аристократического общества. В творчестве мастера появилась модель, которая позволила создать архетип цельного аристократического женского образа. Такой образ представлен в портрете княгини Ольги Орловой. Серов восхищался «полным отсутствием в ней неопределённости и двусмысленности» [9, с.119]. Эта черта Орловой, позволила мастеру найти психологически точную, выразительную портретную позу, которая в сочетании с блестящим предметным окружением и роскошными одеждами, составила цельную композицию и помогла художнику создать иконографический идеал эстетического стереотипа аристократической женственности. Концептуальная основа такого типа женственности широко представлена и в творчестве других мастеров этого периода. Например, её разрабатывал А. Я. Головин в портретах современниц, среди которых образ Е. А. Смирновой (1910) и Н. Г. Высоцкой (1915), К. А. Сомов в портрете Е. П. Носовой (1910-1911), в портрете Е. П. Олив (1914), со свойственной художественному миру мастера ретроспективной отсылкой к женским архетипам европейского XVIII века. Однако, в противовес аристократическому, в корпусе женских портретов, созданных Серовым, выявляется и иной тип женственности, окрашенный демократизмом и отражающий духовные искания модели, а не упоение собственной неотразимостью. Колористическая гамма подобных портретов тяготеет к темным тонам, особенно в костюме. Фон выглядит очищенным, «неговорливым», обобщенным. Всё внимание художника сосредоточенно на психологическом состоянии героини, которое часто окрашено меланхолической интонацией. Оно словно ведёт задушевный диалог со зрителем. Таковы образы, созданные Серовым в картинах «У окна. Портрет Ольги Трубниковой» (1885, 1886), «Портрет Екатерины Чоколовой» (1887), «Портрет надежды Дервиз с ребёнком» (1888-1889), «Портрет Евдокии Лосевой» (1903). Эти образы как бы продолжают линию развития женской духовности, отражённой в творчества И. Е. Репина на исходе XIX века, и нашедших яркое выражение в портретах общественной деятельницы П. С. Стасовой (1879), Т. Л. Толстой (1893), Е. Н. Званцевой (1889). Таким образом, своего рода антитезой стереотипу аристократической женственности, в русской живописи конца XIX – начала ХХ века становился другой стереотип – женственности психологической, основывающейся на идее духовных исканий модели, а не на внешней буржуазной претенциозности. Особое отношение Серова к людям артистического мира выразилось в двух женских портретах, каждый из которых является примером самобытного типа женственности. В них художник выступил как новатор и открыватель не только нового языка живописи, но и новых образов женственности, в которых, в отличие от всех остальных, на первый план выходит острота характера. В 1905 году художник создал портрет Марии Николаевны Ермоловой –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=