Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 184 Социальное проявление пола как основа гендерной репрезентации нашло оригинальное отражение в портретном жанре русской живописи конца XIX – начала ХХ веков. Портрет, как и всё русское искусство этого периода, становился явлением многоплановым, отразившим широту художественных исканий творцов отечественной культуры рубежа веков. Он переживал этап художественного переформатирования. Преобладающее во второй половине XIX века поясное или погрудное изображение модели с сосредоточенностью художника на изучении лица портретируемого, сменялось синтетическим строем портретных образов, дающих развёрнутую социально- повествовательную характеристику модели, благодаря которой формировалось поле гендерно окрашенных смысловых ассоциаций. Интерес художников к околичностям в портрете, в разрезе гендерной экспертизы текстов именуемым гендерным дисплеем, который подразумевал предметное окружение модели, рассказывающее о её образе жизни, вкусах и интересах, манере поведения, расширял не только жанровые границы, их эмоционально-повествовательную выразительность, но и формировал подробный сюжет изображённого. Стремление художников изобразить модель за каким-то характерным занятием, передать присущую ей пластику, способствовало выявлению целого ряда гендерно окрашенных смысловых доминант и уточнений, позволяющих современному исследователю извлекать подробную гендерно-сенситивную информацию и формировать поле широких гендерных параллелей. Элемент случайности, создававшийся в портрете за счёт фрагментарности изображённой ситуации, словно выхваченной из общего жизненного потока, вносил ощущение обыденности тех или иных гендерных практик. Идея искания красоты, которая являлась одной из магистральных в искусстве Серебряного века, и связывалась с женским образом, способствовала складыванию разноликих эстетических стереотипов женственности. Характерную грань культурно-исторического образа эпохи составляли портреты светских дам, созданные В. А. Серовым. В них декоративно- предметное окружение неотделимо от рассказа о модели. Таковы образы З. Ф. Юсуповой (1902), С. М. Боткиной (1899), портрет княгини О. К. Орловой (1911), портрет Г. Гиршман (1907). Героини стереотипизированы по подаче социальной контекстуальности со всеми присущими ей маркерами. Это портреты – повествования об утончённой женственности, погружённой в роскошную обстановку дворянского дворца / особняка, блещущей дорогими туалетами и украшениями. Подобные портреты исследователи называют «обстановочными» [5, с. 175]. В них модель и окружающий её мир вещей как бы связаны в единое целое. В таких портретах социально-психологическая интерпретация образа идет через рассказ о прямой и косвенной телесности, его окружающей. Она позволяет выявить важные гендерные маркеры, характеризующие модель. Серов не скрывал своего пленения чертами аристократизма. «Его тянуло к изысканным туалетам светских дам, ему нравилось всё, что носило характер праздничности, что отличалось от серой будничности, от тоскливой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=