Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 181 и герменевтического (религиозно-философского) уровня, без подъёма на который представляемые творческие опыты оказываются, увы, лишь антропологической патологией, пригодной более для психоаналитических, нежели глубинных историко-культурных репрезентаций, а именно в последних столь нуждается ныне творческое самопознание России. Дабы не перекрывать возможность самовыражения авторам представленных материалов было рекомендовано показать сделанное для критического осмысления на иных творческих площадках. Существуют тысячи учебников культурологии, их можно читать или полистать – но более стоило бы рекомендовать к изучению те книги, которые написаны с опорой на культурфилософскую классику, восходящую к Лейбницу, Вико, Гердеру – к началу новой эпохи в истории человечества. Говоря о перспективах развития сферы культуры в России с учётом всего вышесказанного, стоит указать на последний и решающий выбор: либо мы продолжаем обслуживать чужую цивилизацию – планетарную агонию западного мира (о которой великолепно писали Генон, Эвола, Элиаде) и медленно тонем вместе с ним, погружаясь в его финалистические мифы – либо же совершаем прорыв в небывалое и меняем конфигурацию всемирной истории, чего от нас хотели бы и некоторые западные великие умы: Шпенглер, Шубарт, Хайдеггер… Последнее, впрочем, может оказаться и в области «безысходных мечтаний», столь свойственных россиянину Нового времени, когда нас самым жесточайшим образом втягивали в историческую агонию Западной цивилизации, ставшей ныне, повторим это – планетарной реальностью, которая может быть прочитана не только как триумф, но и как «крушение Запада» [2]. Мы охотно пользуемся его материальными благами, но у нас нет никакой уверенности, что их сумма приведёт нас к истинному Благу. Мы помним, что один из новгородских юродивых на бесе ездил в Иерусалим: речь не идёт об отказе от научно-технических достижений западной цивилизации – вопрос лишь в том, кто кого подчиняет себе: мы их, достижения эти, или – они нас. Сфера культуры в России могла бы развиваться в глубочайшем и практически эксклюзивном направлении, продолжая традиции отечественной религиозной философии конца Нового времени. Только вернувшись к этому обширному опыту, мы обрели бы потерянное видение духовной реальности. Недаром, Президент России многократно цитировал русских мыслителей: Николая Бердяева, Ивана Ильина, Константина Леонтьева, Льва Гумилёва, Алексея Фёдоровича Лосева, Константина Дмитриевича Бальмонта, который является нашим Шуйским земляком («Мне всегда желанна Шуя!» – восклицал он), и, между прочим, не только всемирно- известным поэтом, но и глубоким мыслителем. Заслуживают здесь пристального внимания и евразийцы: например, Николай Сергеевич Трубецкой, его «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока». Важны и всё ещё недостаточно изученные мыслители: такие, как Дмитрий Сергеевич Мережковский, Владимир Николаевич Ильин, Владимир Алексеевич Шмаков. Все эти авторы, как и вершины всего этого интеллектуального наследия России

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=