Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 178 истории, к жизни, к душе, к природе, к духу, в каких формах она выступает и насколько эти формы – народы, языки и эпохи, битвы и идеи, государства и боги, искусства и произведения искусства, науки, правовые отношения, хозяйственные формы и мировоззрения, великие люди и великие события – являются символами и подлежат в качестве таковых толкованию» [1]. Мыслитель говорит здесь, во-первых, о тотальности культурного опыта, во- вторых, о его сквозной символичности, и, в-третьих, о его разноречивой толкуемости: например, существуют тысячи определений культуры – но в подавляющем большинстве в них нет глубины её понимания… А к ней разворачивает нас и как бы ориентирует уже сама внутренняя форма слова «культура». Совершая его морфемный разбор, мы легко выделяем изменяемую часть – окончание «а», затем – корень «культ» и суффикс «ур», который является латинским синонимом церковнославянского суффикса «ость». Но вот, что интересно: латинский язык знает не только суффикс, но и корень «ур»; и в этом последнем случае перед нами – слово, имеющее двукорневую основу. «Ур» означает небесный свет и огонь, отсюда – покровительница звёзд «Урания», некое софийное начало, близкое и к древнегреческому космическому Логосу, и к древнекитайскому неисчерпаемому Дао… Во внутренней форме слова культура заложен этот контрапункт, если хотите – даже конфликт между возделываением земли и обращённостью к небу, творчески разрешаемый в различных традиционных моделях культурного опыта. «Культура, – отмечал Романо Гвардини, – не есть благополучно-прекрасная безопасность, но отчаянная схватка не на жизнь, а на смерть, и никто не знает, чем она закончится…» В огненных колёсах библейского пророка Иезеккиля несоизмеримо больше культуры, чем в училище культуры и даже (или – тем более!) министерстве культуры. Часто указывают на тот (вроде бы – очевидный) факт, что мы живем в эпоху смены культурной модели, справедливо отмечая опасности отхода от традиционных ценностей. Однако это далеко не просто смена «моделей» – мы живём в эпоху завершающегося перехода от культуры и культурного многообразия к технотронной цивилизации… Поэтому надвигающееся на нас из будущего не имеет вообще аналогов и соизмеримо только с Апокалипсисом. Ещё Леонардо да Винчи в своих символических пророчествах «о падении света солнечной сферы» отмечал: «Появится такая вещь, что если кто задумает покрыть её, будет покрыт ею». Многообразие культурно-исторического опыта, его, используя во-след нашему Президенту образ из наследия Константина Леонтьева, «цветущая сложность», ныне приносится в жертву тотальной унификации и стандартизации всех сторон человеческой жизни. Этот процесс идёт везде и уже давно, заявляя о себе, как минимум, уже в ХIХ веке, вызывая духовно-нравственное неприятие у лучших представителей культуры, писателей, мыслителей, но сегодня он уже находится в столь продвинутой фазе, что возникают весьма печальные думы о свершившейся антропологической катастрофе, находящие яркие подтверждения в классике культурфилософской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=