Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 174 символизирует отсутствие сострадания к жертвам и бессмысленность политических споров. В видеофрагменте «The Fletcher Memorial Home» главный герой решается на рискованное действие. Музыка передаёт трагизм и отчаяние, но одновременно в промежутках между куплетами звучит и умеренная интонация, сглаживающая весь пафос происходящего на экране действия, которое просится быть услышанным, но остаётся беззвучным. Крупным планом могут быть показаны лица персонажей М. Тэтчер и Л. Галтьери, по мимике и движению губ можно догадаться, что они говорят друг другу, но зритель слышит только строчки, произносимые Роджером. Заключение «The Final Cut» представляет собой альтернативный взгляд на послевоенное время Великобритании. Содержание текста подкрепляется интонацией голоса, использованием струнного оркестра в сочетании с ритмичной рок-музыкой и другими выразительными средствами, которые передают мысль автора, не только исходя из смысла самого текста, но и производят собственное высказывание. С одной стороны, звучание духовых и струнных инструментов в мажорной тональности символизирует патриотическое настроение, оно намеренно используется как выражение трагизма, и воспринимается как музыка, которая затмевает собой голос пострадавших во время войны. Память о жертвах, показанная в данном музыкальном фильме, пытается разоблачить конструируемый национальный миф, и показать то, что любая военная политика не преодолевает общественный кризис, а наоборот скрывает, и в итоге оказывается бессмысленной. Музыка в фильме «The Final Cut» является не-диегетической, поскольку всё акустическое пространство игровых персонажей для зрителя остается неслышимым, а источники звучания музыки невидимыми, кроме голоса Р. Уотерса, как ведущего исполнителя. По своей особенности музыкальный фильм не отличается от немого кино, и визуальный ряд при отключенном звуке теряет свою логичную структуру и требует постоянного уточнения. С одной стороны, голос Р. Уотерса может показаться как голосом рассказчика или комментарием к изображению, но содержание самих текстов песен расходятся с сюжетом игрового кино. Функцию голосового рассказчика берет на себя не текст, а интонация голоса, мелодия, структура композиции, сами музыкальные инструменты. То, о чем повествует Роджер, можно считывать, не обязательно вникая в суть показываемых на экране сцен. Нарративы выстраиваются независимо друг от друга, поэтому зритель может вслушиваться либо в смысл текста композиции, либо всматриваться в происходящее на экране. Но в том и другом случае, музыка является единым звеном, одновременно говорит вместо слов и организует акустическое пространство как внутри кадра, так и за кадром. В некоторых местах музыка усиливает напряжение, прежде чем на экране произойдет важное по сюжету действие, или наоборот, замедляет темп, с тем,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=