Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 168 слышать сами персонажи. Голос певца, который мы слышим, может быть обращен к нам, слушателям, как голос повествователя или рассказчика, и называется в таком случае не-диегетическим, но в то же время и диегетическим, поскольку может обладать ролью внутри нарратива. Возможность более детального описания взаимосвязей между музыкой, словами и изображением предлагает К. Верналлис [11, с. 175]. Опираясь на предшественников в области исследования музыкального телевидения Э. Гудвина и С. Фриса [5, с. 189], К. Верналлис расширяет понятие точек синхронизации, разделяя их на иконические, индексные и символические. Синхронизация может обнаруживаться не только между текстом и изображением, но и музыкой, мелодией, ритмом, динамикой. Схожей точки зрения придерживается также А. Бьорнберг [2, c. 51-74]. При анализе видео обращается внимание на то, как изображение может подчёркивать мелодический контур композиции, упрощать или наоборот усложнять восприятие структуры, отражать тембр, гармонию, аранжировку, расширять восприятие ритма. Каждый из отдельно рассматриваемых музыкальных элементов могут представлять высказывание в ином ключе, нежели то, что говорится напрямую в тексте. Границы изображаемых пространств в музыкальном фильме В фильме «The Final Cut» почти все, что представляется зрителю, можно на первый взгляд отнести к воображению главного героя – отца погибшего сына в Фолклендской войне. Причём свои же мысли он будто видит на экране собственного телевизора. Среди наблюдателей оказываемся не только мы как зрители, но и другой персонаж – пожилой человек, напоминающий по своему поведению психиатра, находящегося уже в другом помещении и молча выслушивающего речь персонажа Р. Уотерса, сидящего напротив него. Как показано в видеофрагменте песни «The Gunner’s Dream», в этом другом помещении с Роджером и доктором, окна комнаты выходят во двор, где представлены карикатурные образы узнаваемых государственных правителей, которые ведут себя как дети или сумасшедшие, что у зрителя не должно вызывать к ним сочувствие. Это место автор называет Мемориальным домом Флетчера (название объясняется тем, что отца Р. Уотерса звали Эрик Флетчер Уотерс), и во время исполнения песни «The Fletcher Memorial Home» главный герой фильма решается туда отправиться и наказать недоброжелателей. Однако после того как герой стреляет из револьвера, дальнейшая ситуация не складывается так, как он мог изначально предполагать, и герой оказывается в растерянности. Наблюдая за тем, как сотрудники проводят их живыми со двора в дом, где находятся также фюрер и Наполеон, которые их просто игнорируют, он уходит прочь. После произошедшего события, которое было возможно его сновидением, перед зрителем герой вновь оказывается у себя дома, и понимает, что ничего изменить не сможет. Он продолжает читать газету Daily Mail и с грустью оборачивается на фотографию своего погибшего сына.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=