Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 167 Родители погибших военнослужащих могли узнавать в образе главного героя фильма самих себя. Ветеран Второй мировой войны, роль которого исполнил актер А. МакЭвой, в т.ч. сыгравший злого учителя в фильме «Стена», не может смириться с потерей своего сына в Фолклендской войне, и его преследует мысль о мести. Перед тем, как принять окончательное решение (что и означает суть заглавия альбома «The Final Cut»), зрителю показываются тяжкие воспоминания героя о сыне и видение того, как жертвами становятся и другие люди. В музыкальном фильме, длительностью около 20 минут, ведётся два основных нарратива, один из которых выстраивается через визуальный ряд, а другой через поэтические тексты песен из одноимённого студийного альбома «The Final Cut». Каждый из эпизодов можно выделить как отдельные четыре видеоклипа, но в то же время соединённые единой цепью повествования. Несмотря на то, что оба нарратива рассказывают о разных персонажах, воображающих, что они являются стрелками, они одновременно накладываются друг на друга с тем, чтобы произвести разные режимы прочтения. Зрителю даётся возможность сфокусировать внимание на визуализацию образов из сложного содержания песенных текстов, что с одной стороны упрощает их восприятие, и таким образом формируется читательский режим. Или наоборот, можно переключиться в зрительский режим и обращать внимание на то, как текст подстраивается под визуальный ряд и уже теряет свою ведущую роль, но только отдельными словами или строками по существу едва дополняет то, что показывается на экране. Но единым каналом передачи сообщения, организующим как пространство слова и пространство изображения, является музыка, которая немаловажную роль также играет в конструировании представления о прошлом. В этом ключе мы рассматриваем то, каким образом возникают символические точки синхронизации между музыкой, изображением и словом, и насколько они могут отражать коллективный опыт, узнаваемый для современного зрителя. Теоретические положения Звуки отсылают слушателя к пространству, в котором он может не находиться. Пространство может являться социальным конструктом, влияющим на то, как люди взаимодействуют, или на то, как вещи могут восприниматься. Для того чтобы понять, какие отношения возникают между зрителем и персонажами в аудиальном пространстве кино, обнаруживаемом в кадре или за кадром, но так или иначе обладающем своей протяженностью и акустическими особенностями, многие исследователи, как К. Горбман, К. Мец, обращаются к понятию диегезиса [6, с. 20]. Звуки, принадлежащие к разным пространствам, которые производит кино, внутри кадра, за кадром, можно различать на звуки диегетические, не-диегетические и метадиегетические. В музыкальном видео присутствие изображение может менять восприятие музыки, в которой мы можем уже различать, какие звуки могут описывать изображаемое, какие звуки направлены к слушателю, и какие звуки могут

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=