Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 166 Проект, который стал последним для группы Pink Floyd в их классическом составе, с культурологической точки зрения интересен тем, что в нём выстраивается определённое отношение к историческому событию и политическому действию, которое можно принять как факт. Высказывание автора выразилось как протестная реакция на политику британского правительства с тем заявлением, что ради решения социальных и экономических проблем не имеет смысла прибегать к военным действиям. В тексте изменяется привычное отношение к героям и жертвам, и их же врагам и преступникам, знание о которых в массовой информации распространяется как данность, которую невозможно подвергнуть сомнению. В понимании авторов проекта представление о памяти и историческом прошлом, выстраивание национальной или коллективной идентичности осуществляется в интересах политической элиты, но она не сможет выстроиться без избавления травмы. Напряжение, которое присутствует в голосе автора и исполнителя, означает то, что прошлое может повториться – и это создает чувство боли и страха, которое не проходит до тех пор, пока не найдётся ответ и не появится уверенность в единстве и создании благополучного общества. Идеал представлялся в том, что в таком обществе закон будет защищать всех, и никто не станет погибать. С одной стороны, музыку можно рассматривать как обращение массовому зрителю и слушателю, но с другой стороны, здесь выражается вопрос к конкретным лицам, от которых ответ очевидно не ожидаем. В фильме, как и в музыке, присутствует очень много спорных отсылок, которые сложно рассматривать вне политического контекста. Это и представление исторических лиц (М. Тэтчер, Л. Галтьери, У. Черчилль, Наполеон, фюрер), которых зритель с легкостью может узнавать в их карикатурных образах, также и включение прямых высказываний, обращённых в адрес М. Тэтчер (например, такие подписи как «Go on Maggie», «You didn't do a bad job yourself, Maggie!» в нескольких кадрах). В фильме персонажи показываются как сумасшедшие, которые спорят между собой по поводу игрового мяча, что символизирует бессмысленность вооружённых действий, и из-за чего неизбежно страдают невинные люди. Однако в данном исследовании здесь важными оказываются не столько сами значения этих образов, сколько то, какими выразительными средствами выстраивается сюжетная линия, и почему смыслы могут оказаться актуальными не только для поколения 1980-х гг. или не только для британской культуры. Фильм наполнен метафорами и аллегориями и сложен по своей структуре, как и художественный полнометражный фильм А. Паркера «Стена», вышедшего годом ранее. Многие критики уверены, что наиболее точную трактовку данной картины вряд ли можно привести, потому что совмещение музыки, визуального ряда и текста может производить совершенно разные культурные смыслы. Здесь мы сталкиваемся с тем, что музыка не просто выстраивается как фоновая, но организует всю сюжетную линию и является медиумом, не зависящим от текста, и считывается зрителем или слушателем как отдельное сообщение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=