Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 164 А. П. Патраков Российский государственный гуманитарный университет, МЕЖДУ МУЗЫКОЙ И ИЗОБРАЖЕНИЕМ: ГОЛОС ПОСЛЕВОЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ В ФИЛЬМЕ «THE FINAL CUT» В истории популярной музыки часто возникали сюжеты, в которых группы и исполнители пытались осмыслить опыт послевоенного поколения, и представить через них неявное политическое или протестное высказывание. Музыкальный проект британской группы Pink Floyd под названием «The Final Cut», включавший в себя студийный альбом и короткометражный музыкальный фильм, вышедший в 1983 г., раскрывает голос не победившего, а разочарованного поколения. Цель создателей могла также состоять в том, чтобы разоблачить конструируемый национальный миф, скрывающий подлинную память о жертвах войн, и представить непривычный взгляд на историческое прошлое. В данной статье анализируется взаимосвязь между музыкой, словом и изображением, возникающая в фильме «The Final Cut» посредством символических точек синхронизации, которые в отличие от содержания текста, могут производить собственное высказывание или задавать сложный режим прочтения или прослушивания музыки. Для определения того, как музыка может иначе восприниматься в пространстве кино, используется понятие диегезиса. Предполагается, что музыка в данном фильме варьируется между не- диегетическим и метадиегетическим уровнями, переходы между которыми определяются онтологическим металепсисом. Таким образом, авторам фильма удаётся отразить коллективный опыт, узнаваемый для современного зрителя. Ключевые слова: популярная музыка, музыкальный фильм, нарратив, диегезис, зритель, коллективный опыт. A. P. Patrakov Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia) BETWEEN THE MUSIC AND IMAGE: THE VOICE OF THE POST-WAR GENERATION IN THE FILM «THE FINAL CUT» In the history of popular music, quite often groups and performers create the projects in which they try to comprehend the experience of the post-war generation and present an implicit political or protest statement through them. The musical project of the British group Pink Floyd entitled “The Final Cut”, which includes a studio album and a short musical film, released in 1983, reveals the voice of a disappointed generation but not the winner. The goal of the creators could also means to expose the constructed national myth that hides the true memory of the victims of wars, and present an unusual view of the historical past. This article examines the relationship between music, word and image, appearing in the film «The Final Cut» through symbolic synchronization points, which, unlike the content of the text, can produce their own statement or set a complex mode of reading or listening to music. We used the notion of a diegesis to determine how music can be otherwise perceived in the cinema space. It is assumed that the music in this film varies between non-diegetic and metadiagetic levels, the transitions between which are determined by the ontological metalepsis. Thus, the film authors manage to reflect the collective experience that is recognizable to the modern viewer. Keywords: popular music, music video, narrative, diegesis, viewer, collective experience. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-1-164-176

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=