Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 152 И, наконец, в-четвертых, сегодня университет воспринимается как «площадка для старта», среда, призванная формировать в участниках общения конкретные, востребованные современными социально-экономическими реалиями качества. Все чаще применительно к результатам обучения студента в университете мы слышим про соревновательность и конкурентоспособность, целеустремленность и открытость новому, профессионализм, инициативность и проактивность. Исходя из этого, от вуза требуется направленно развивать в человеке стартап-мышление, стремление продуцировать смелые, нешаблонные идеи и инновационные проекты, создавать «точки роста» предпринимательских инициатив и площадки для отработки навыков профессионального общения. Обсуждение обоснованности подобных притязаний применительно к университетам выходит за пределы данной работы. Скажем лишь, что качественная реализация такой комплексной, трудоемкой и нестандартной для вуза задачи требует наличие различных материальных и нематериальных ресурсов, развитых учебно-производственных, технологических и научных сетей. Однако и здесь чувство солидарности немало способствует продвижению к успеху. Если иметь в распоряжении фрагментированный набор ресурсов, это, вероятно, даст вузу некие преимущества, но для достижения искомого будет явно недостаточно. Требуются консолидирующие механизмы, разделяемые всеми телеологические основания, общая нравственная опора и чувство причастности большому творческому, значимому делу, иными словами без солидарности в решении данного вопроса также не обойтись. Поддержание же самой солидарности университетского сообщества невозможно без порождающих ее условий: единства человеческих интересов, взглядов и убеждений, приятия и разделения людьми аксиологических миров друг друга, осознания принадлежности к университетскому сообществу и причастности к процессам освоения и приращения знаний, совместного достижения целей и командной работы, различных форм психологической и социальной поддержки (одобрения, участливости, сочувствия и взаимопомощи) [3, с. 173]. Последнее относит нас к уникальному жизненному и профессиональному опыту конкретных людей, событийному ряду становления их как студентов, преподавателей, ученых, специалистов-практиков. Однако данную характеристику нужно рассматривать много шире, не только с точки зрения деятельностной или профессиональной гомогенности. Существует огромное количество пересечений, основанных на внутреннем отношении людей к тому, как складывается их собственная судьба и судьба Другого [4, с. 18], схожести жизненных сценариев, не обусловленных профессиональной принадлежностью, но способных объединять, протягивать «нити» между ними и укреплять солидарность. Для развития корпоративной солидарности важна включенность сотрудников университета в процессы, происходящие в образовательной среде, их деятельностное участие в принятии ключевых решений и разработке стратегий формирования социокультурного пространства вуза [10]. Здесь речь идет не просто о заинтересованности жизнью сообщества, а именно об

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=