Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 151 Во-вторых, очевидно, что вуз есть коммуникативное пространство, способствующее социализации личности. Следовательно, требованием, предъявляемым университетам, является интегрирование человека в спектр традиционных для образования социальных отношений, порождающих между субъектами социального взаимодействия особую общность. Подобное единение может выражаться через взаимопонимание и взаимоуважение, сотрудничество и партнерство, согласие и доверие, познавательные коммуникации и академическую преемственность. Известно, что наиболее примечательным свойством солидарности является именно социальное сплочение, а оно наиболее устойчиво, когда его необходимость оправдана как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Солидаризация с университетским сообществом, в конечном счете, приобщает человека к разделяемым внутри сплоченной группы будничным практикам, одобряемым образцам интеракций, формам само- и взаимного контроля, приучает к индивидуальной ответственности перед товарищами и коллегами. Происходит усвоение не артикулируемых правил комфортного и «правильного» для университетского социума сосуществования, позволяющих личности эффективно пользоваться не только общим коммуникативным словарем, но и проверенными поведенческими алгоритмами. Это, несомненно, как проясняет причины возникновения потребности в сплоченности, так и выступает существенным подспорьем социализации. В-третьих, социокультурное пространство вуза принято рассматривать в качестве адаптивной среды, способной уравновешивать личные цели с объективными условиями социальной реальности, вырабатывать и реализовывать компромиссные адаптивные стратегии. Это порождает необходимость приобретения человеком, с одной стороны, компетенций, направленных на освоение адаптивных ситуаций, с другой же – сбалансированности социальных ожиданий и установок с индивидуальной трактовкой объективной реальности. В широком смысле данное требование предполагает наличие в университетской среде условий, способствующих формированию навыков адаптации к текучему, постоянно трансформирующемуся миру. Одним из таких условий и является солидарность, способная наполнять адаптивные ситуации личными смыслами. Здесь следует обратить внимание на то, что процесс создания индивидуально приемлемого адаптивного пространства неразрывно связан с процессом познания объективной социальной реальности. Попадая в университет, именно в ней человек находит «послание», буквально гласящее: «мы делаем одно дело, для которого важны твои усилия». Неудивительно, что солидарность становится той «питательной средой», в которой развиваются адаптивные навыки человека: способность быстрого реагирования на изменяющиеся параметры социальной среды, привлечение наиболее успешных и проверенных адаптивных стратегий, коррекция и стабилизация результатов адаптации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=