Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 145 Евангелие, беседы папы Григория Великого, комплекс житийной литературы (жития святых Хрисогона, Вита и Анастасия, папы Стефана, Климента, Георгия [5, с. 806], а также ряд молитв, принадлежащих святителю Григорию Двоеслову (Григорий Великий). 2. Переводы литературы на древнееврейском языке , связанные со знакомством с библейскими текстами, а также с околобиблейской, апокрифической литературой. Исследователи отмечают, что с конца XI в. по XIII в. в древнерусской книжности формируется достаточно объемный корпус текстов, переведенных с еврейских оригиналов. Среди библейских книг – Книга Есфири, Книга пророка Даниила, Песнь Песней. В указанное время также делаются переводы с талмудических ветхозаветных апокрифов. В древнерусском интеллектуальном пространстве появляются компилятивное произведение «Иосиппон» (IX- X вв.), «Житие Моисея», «Суды Соломона», «Соломон и Китоврас», «Житие Моисея», «Слово блаженного Зоровавеля» [1, с. 143]. Отметим, что с начала XVI в. добавляются «Логика» и «Аристотелевы врата» Моисея Маймонида, «Шестокрыл», ряд гадательных и астрологических трактатов [1, с. 142]. Данные переводы связаны с деятельностью сообщества, разделяющего ересь «жидовствующих». Итак, как мы установили, что древнерусская духовная культура после принятия христианства начинает свою активную книжную и интеллектуальную историю, включаясь в контекст догматической и философско-богословской мысли Византии. Несмотря на фрагментарность и не всегда самостоятельность русской духовной мысли в XI-XIII вв. ей удалось заложить основы национального самосознания – идеологии «Святая Русь», – а, следовательно, воспитать в мировоззрении народа ощущение сопричастности вероучению христианства и духовной культуре, порожденной им. Использование византийского книжного наследия и переводной южнославянской литературы не превратилось в рядовую «пересадку» духовной культуры Православия. Нет, оно творчески пробудило в древнерусском обществе стремление к строительству собственной, самобытной государственности и церковности (духовности). Литература 1. Алексеев А. А. Песнь песней в древней славяно-русской письменности. СПб.: Наука, 2002. 238 с. 2. Еремин И. П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М. ; Л.: Наука, 1966. 263 с. 3. Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 760 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=