Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 129 воплотило в себе тенденций, свойственных серебряному веку. Шестаков В. П. пишет: «Сознательно или бессознательно, в моих предшествующих работах постепенно выкристаллизовывался образ «Серебряного века» как попытки создания русского Ренессанса» [1]. То есть серебряный век рассматривается в контексте развития европейской культуры. Безусловно, проводить полную аналогию с ренессансом Италии недопустимо. Это разные исторические периоды. В Италии возврат к Античности был своеобразным возвратом к собственным корням, тогда как в России внимание к Античности не могло служить возвратом к чему либо. Оно было нововведением, впрочем, нововведением не серебряного века, а века золотого. Не был серебряный век и по своей продолжительности равным Ренессансу. Оптимизм эпохи Возрождения проявлялся в России более неоднородно. «Если итальянское Возрождение было рассветом европейской культуры, то русский Ренессанс – ее поздняя осень» [1]. И последнее отличие, которое мы приведем в статье связано с условиями окончания серебряного века. И итальянский ренессанс, и Findesiècle прекратили свое существование естественным путем без прямого вмешательства государства (в Италии, например, завершение этого периода не контрреформация ликвидировала ренессанс). Именно в Италии она стала чуть ли не следствием ренессанса. Переход к барочности происходил плавно в течение позднего Возрождения. В особенности это заметно во флорентийском ренессансе. В СССР принудительно насаждался социалистический реализм: деятели серебряного века высылались из страны, им не давали возможности печататься, а подчас просто физически ликвидировались. Однако, несмотря на вышесказанное, мы склонны рассматривать «Серебряный век» не как явление, происходящее параллельно Findesiècle, а как локальный вариант последнего. Поэтому мы ставим целью исследования установление общеевропейских культурных тенденций повлиявших на феномен серебряного века, либо проявляющиеся одинаково в России и Европе. В данной статье мы сознательно не рассматриваем акмеизм как направление, возникшее и существовавшее только в России. Это направление, безусловно, имеющее множество европейских предпосылок, не стало общественным движением. Однако, деятели акмеизма довольно ярко выражали свою общественно-политическую позицию (в качестве примера можно привести творчество А. А. Ахматовой) Имажинизм, на наш взгляд, более всего соответствует футуристическому направлению. В этом направлении, технологизация и достижение сверхчеловеческого через технику, не считается главной целью человечества. Но мы видим в нем попытки вернуться к доиндустриальному миру, возрождению тоски по утраченной естественности, столь интересующих романтиков (например, это можно увидеть в творчестве С. А. Есенина). Бурное развитие промышленности, урбанизация и усиление роли техники к концу ХIХ века вызывали неоднозначную реакцию. Восхищение научным прогрессом в XVII веке (механистический материализм, например Ж. О. де Ламетри) сменяется определенной тревогой ряда философов-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=