Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 126 оракулы, дивы и пташки, философы, дел половых мастера сплелись в сумасшедшей упряжке. (Темные строфы, ноябрь 1977 [3, c. 54]). Здесь опять оракулы-птицы и философы-гуманисты заявляют о себе после эйфории Данте, желавшего всё посчитать по календарю в начале «Новой жизни», наедине с взрывчатыми блюдами, непредсказуемым развитием в «готовой» фазе, блюдо есть что-то готовое. Леонтьевские сливы – это южные звезды, огромные, как сливы, как писал сам Розанов в статье о Лермонтове: «звезды там – огромные, как небесные сливы, как золотой спустившийся с небес виноград» [8, c. 92]. Небо оказывается опять известным, но уже не как текст, а как нравственное самоопределение. Итак, в своих стихах, сложных и насыщенных отсылками к русской поэзии и русской религиозной философии, Александр Миронов создал, в сложной полемике с Розановым и Мандельштамом, концепцию нового гуманизма. Старый гуманизм опирался на готовые идеалы стройности, строгости, соответствия космической и социальной жизни, общие задачи человечества, и имел всегда психологическую окраску. Тупик этого психологизма был очевиден уже для Мандельштама, но если в его теории, благодаря полемике с К. Леонтьевым и В. Розановым выстраивается идеал христианского гуманизма, он же новый гуманизм, то в его литературной практике сохраняются черты старого психологизма. Александр Миронов, пересобирая образность Мандельштама и дополняя ее как патетическим, так и сатирическим регистром, преодолевает инерцию старого психологизма и обосновывает новое понимание идеала и гуманизма. Идеал оказывается ответственной речью, тождественной живой воде апостола Иакова, а гуманизм – принятию обилия, «рога изобилия» этой речи, обновленного эволюционизма, противопоставленного слишком психологизированному космологизму и социологизму. Этот новый христианский ответственный гуманизм был связан и с ситуацией Самиздата, отсутствия психологической реакции широкой читательской аудитории, с ощущением дробности литературного пространства, которое может быть пересобрано только при более строгом и взыскательном отношении к культурной традиции. Литература 1. Бабичева А. Мир без- // Знамя. 2010. № 6. С. 209-212. 2. Мандельштам О. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. 320 с. 3. Миронов А. Н. Метафизические радости. Стихотворения 1964-1982. СПб.: Призма-15, 1993. 80 с. 4. Миронов А. Н. Без огня. М.: Новое издательство, 2009. 120 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=