Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 119 А. В. Марков Российский государственный гуманитарный университет ОБРАЗЫ КУЛЬТУРЫ В ПОЭЗИИ А. МИРОНОВА Поэзия Александра Миронова, обладающая высоким потенциалом критики культуры, объединила в себе две концепции культуры: восходящее к Мандельштаму представление о культуре как постоянном диалоге, сложном производстве новых содержаний при ответственном употреблении формы, и восходящее к Розанову осмысление культуры как индивидуального опыта, одновременно религиозного и терапевтического, в котором культурные формы оказываются моделями преодоления когнитивных и экзистенциальных противоречий. Тем самым, «западническая» и «славянофильская» культурология не просто оказываются объединены в едином эстетическом проекте, но квалифицированы как моменты этического отношения к искусству. Интерпретация ключевых стихотворений Александра Миронова, посвященных русской культуре, доказывает важность метафизической линии в русской поэзии как способной уточнить ключевые концепты для анализа мировой и национальной культуры, исключив односторонние их толкования. Ключевые слова: неподцензурная русская поэзия, образ культуры, культурный концепт, поэтическая модель, Розанов, Мандельштам, Александр Миронов. A. V. Markov Russian State University for the Humanities, (Moscow, Russia) IMAGES OF CULTURE IN THE POETRY OF A. MIRONOV The poetry of Alexander Mironov, through its high critical mood, united two concepts of culture: the concept of culture going back to Mandelstam, as permanent dialogue producing new coherent senses under responsible use of form, and the concept coined by Rozanov of culture as individual experience, both religious and therapeutic, in which cultural forms function as patterns of moderating cognitive and existential conflicts. Thus, usual for Russian discussion Westernizing and Slavophile cultural conceptions not only embed in the framework of common aesthetic project, but also could be qualified as moments of ethical questioning of art. The interpretation of key poems by Alexander Mironov on Russian culture proves the importance of the metaphysical trend in recent Russian poetry as being able to clarify key concepts for the analysis of world and national culture, to avoid outdated interpretations. Keywords: independent Soviet and Post-Soviet, cultural pattern, cultural concept, poetic model, Rozanov, Mandelstam, Alexander Mironov. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-1-119-127 Александр Миронов (1948-2010) – один из самых ярких представителей неофициальной ленинградской поэзии. Его институциональная позиция внутри культуры Самиздата была хорошо прочерчена им самим: принадлежность к кружку или арт-проекту «хеленуктов» с их жизнестроительство [9, c. 240-243], близость кругу самиздатских журналов «Часы», «37» и «Обводной канал», в которых обсуждалась связь поэтики и религиозного экзистенциализма [6, c. 265], дружба с Виктором Кривулиным и Еленой Шварц, указывающая и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=