Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 98 достижений, активно влияют на массы, в силу чего спорт становится влиятельной общественной силой, авторитетом, приобретает в социокультурном пространстве общезначимый характер, его используют в политических целях, в силу чего, нередко, спорт, спортивные знаменитости становятся ареной политической борьбы. Все это демонстрирует дихотомию ценностей и антиценностей спорта , в которой, с одной стороны, содержатся гуманистические идеалы и ценности олимпизма и либеральных ценностей, с другой, – антиценности массовой культуры. Это является причиной моральных дилемм и конфликтов, которые принимают публичный характер, широко обсуждаются в средствах массовой информации и в сетях интернета, что подтверждает значимость спорта как сегмента массовой культуры. Место спорта в культуре. Феномен спорта занимает значительное место в культуре. Это связано с тем, что человеческое общество на протяжении всего своего развития придавало большое значение физическому совершенству и развитию человеческой телесности, гармонизации духовного и телесного, что, в сущности, и определяло высокие идеалы олимпизма. В этом смысле « ценностное понимание телесности тяготеет к интегративному определению данного понятия как синтеза физического и духовного» [3, с. 130-132]. А «качественные и структурные определения телесности могут быть обозначены только в единстве с духовностью как проявлением сознательной и духовной организации человека, с телом как материальным объектом , обладающим духовностью, плотью как «состоянием тела, когда она проступает на собственной поверхности» (Ж. Сартр) [3, с. 130-132]. В то же самое время спорт является по своей сущностной значимости творческой игрой , развивающей ментальность и воображение, что, безусловно, влияет на развитие и совершенствование человека. Спорт как явление культуры характеризуется не только как способ совершенствования человеческой телесности, но и является фактором, обогащающим культуру, расширяющим границы ее ценностных смыслов. В этом плане нельзя не согласиться с тем, что спорт открывает ценностные возможности человеческой телесности в контексте игровой соревновательности [3, с. 10], с одной стороны, с другой – спорт раскрывает специфические для своей субкультуры ценности, имеющую характерную этическую кодификацию и соответствующую институциональность. В связи с этим существует мнение, что ценностный смысл спорта в современной глобальной культуре представляет собой модель гражданской религии (Р. Белла) [1, c. 100], в основе которой аксиологические принципы олимпизма, совмещенные с ценностями либерализма как идеологии глобализма [2, с. 24]. Немаловажное значение имеет в связи с этим коммерциализация спорта (влияние транснациональных корпораций, спонсоров, экономические и финансовые системы в различных спортивных институциях: международных спортивных федерациях, НОК), связанная с процессами глобализации, жесткая институализация, диктующая нормы, правила и условия спортивных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=