Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 97 DOI 10.22405/2304-4772-2019-96-100 Актуальность статьи связана, во-первых, с тем, что спорт в современной культуре представляет собой феномен, имеющий двойственный, противоречивый характер. С одной стороны, ценностный смысл спорта как феномена культуры определяется гуманистическим пафосом идей олимпизма, провозглашенных в знаменитом поэтическом манифесте «Ода спорту» барона П. Кубертена. Ценностное значение этого произведения, определившего идейное содержание спорта, подчеркивает коммуникативное межкультурное значение этого феномена, основанное на уважении к сопернику в состязательном поединке, честность, чистоту и справедливость соревнований, целью которых – духовное и телесное совершенствование человека: «олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы» [5, с. 100]. С другой стороны, спорт в современной культуре – это часть современной массовой культуры, экономическая область которой сосредоточена на производстве товаров массового потребления. В мировой науке спорт рассматривается как часть культуры и как профессиональная деятельность. Именно поэтому в научных исследованиях спорт «отнесли к «культуре производства», а различные виды индивидуальной физической активности (фитнес и подвижные игры) стали пониматься в качестве составных частей «культуры досуга». При этом любые спортивные достижения, пропаганда олимпийских идеалов, культ спортивного образа жизни и атрибутов спорта стали рассматриваться как проявления «массовой культуры» [2, с. 2]. В определенном смысле, в эпоху глобализации культур, под влиянием транснациональных компаний, являющихся спонсорами спорта, он модифицируется в товар , который приносит значительную прибыль, оказывая «существенное влияние на формирование системы ценностей, стиля жизни современного человека, на его физический и нравственный облик». Здесь же необходимо подчеркнуть, что спорт в современной культуре, расширяет сферу своего влияния на формирование культурного сознания, становится объектом поклонения и подражательства, принимая характер массового шоу. Институализация спорта, ритуализируя правила спортивных соревнований, в некоторой степени лишает спортивную состязательность ее непосредственности и творческого своеобразия, бюрократизируя и унифицируя регулирование и управление спортивными делами. Таким образом, спорт в информационном обществе превращается в «специализированную отрасль человеческой деятельности в сфере организации и проведения спортивных мероприятий», которая, интегрируя экономические и политические влияния на социокультурную жизнь, получает одновременно всеобщую поддержку и одобрение общества. Характерной особенностью эпохи глобализации и ее влияния на культуру, том числе и на спорт, как неотъемлемой части этой культуры, является еще и тот факт, что спорт и спортсмены, как герои спортивных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=