Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 74 программа ОКШ была довольно обширна, но не перегружена, и содержала лишь необходимый minimum minimorum теоретических и практических занятий. Конечной целью обучения называли только боевую подготовку. «С постепенным введением сокращенных сроков службы, является настоятельная необходимость ограничить обучение войск только предметами, имеющими непосредственное отношение к боевой их деятельности, – было сказано в рапорте, поданном военному министру из Главного комитета по устройству и образованию войск. – Низводить до возможно малых размеров, все то, что не имеет существенного значения в деле подготовки войск к бою, или составляет только потребность службы их в мирное время. На том основании… имеется в виду установить точное распределение занятий, дабы… ни один день ни одни день не пропадал даром и дабы каждому виду занятий было отведено подобающее ему место, в общем объеме воинского образования. Но если приведенные соображения справедливы относительно всех родов войск, то едва ли не наибольшее значение имеют они в кавалерии, где люди должны быть обучены частью тому, чему учится пехота, и кроме того, еще езде и твердому знанию полевой службы, поэтому выделение их предметов образования кавалерии всего того, что не составляет действительной потребности для ее специального назначения, должны быть предметом особой заботливости…» [10, л. 1 – л. 1 об.]. Важной частью обучения были беседы с начальником ОКШ (в 1882- 1885 гг. – герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и страстный лошадник И. Ф. Тутолмин, затем В. А. Сухомлинов) и занятия верховой ездой под его личным руководством [13, л. 4, 7]. В таком качестве школа или, как ее называли современники, «лошадиная академия» [29, с. 37], получила неофициальное значение русского аналога знаменитой Королевской кавалерийской школы в Сомюре (Франция). Акцент в обучении здесь был сделан на военной езде, а затем и на военно-спортивной; на тех же началах развивался и «Русский Сомюр» – ОКШ [25]. Обе школы – каждая в своем отчестве – стали значимой частью национальной военной культуры и предметом национальной гордости [21, с. 50]. Как и в Сомюре, в ОКШ обучалась политическая и военная элита. В разные годы ее курс окончили великие князья Пётр Николаевич и Дмитрий Константинович, Дмитрий Павлович, Николай Николаевич (младший). Также школу некоторое время посещал цесаревич Николай Александрович [31, с. 12- 13; 36]. Одним из первых, еще до официального сформирования школы, в ОКШ был зачислен будущий полководец и генерал от кавалерии А. А. Брусилов, талантливый кавалерист, чья роль в развитии русской конницы оценивается весьма высоко. В стенах ОКШ Брусилов провел более четверти века (1881-1906 гг.): 1) командирован в Санкт-Петербург в учебный кавалерийский эскадрон 07.10.1881 г.; 2) зачислен в штатное число офицеров переменного состава проектируемой ОКШ 17.10.1881 г.;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=