Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 66 и одновременно трагического разрыва с ними» [18, с. 154-157]. Амбивалентная двойственность мироотношения и порождает мифопоэтику Блока – его мифы о Вечной Женственности, которая должна внести в мир гармонию, падение вестника в «сине-лиловый сумрак» «страшного мира», мифологемы «сораспятия» и «невоскресшего Христа», гибели лирического героя в «страшном мире» («Донна Анна в смертный час твой встанет»); мифологемы возмездия и полёта, мифология двойственной мировой и народной души, спящей царевны, спасение которой связано с подвигом, мифология софийной и стихийной героини. И мифология творческой души, её способность слышать и передавать мировую музыку, сочетающую все полярности. Полифоничен образ России в поэзии Блока – нищая, богомольная, мятежная, метельная, роковая, святыня, «созданная из бед и погибелей» [16, с. 72], «манящая бездна», по слову М. Эпштейна [19, с. 111]. Полифоничен образ Христа в поэме «Двенадцать»: единственно-возможное «заклятие» бесовского разгула стихии [20, с. 129-130]. В разгуле стихии Блок увидел незримого Христа, осиянного белым цветом, Христа второго пришествия. И, наоборот, в своей трагической двойственности и двусмысленности этот образ воплощает «крестный путь на Голгофу и приход Антихриста» [21, с. 364] – «антихрист, надевший личину Христа» (А. Лавров – 22, с. 201]). Для Бахтина как исследователя романного мышления диалогизм, и полифония, прежде всего, связаны с романом. Роман для Бахтина «единственный становящийся жанр», рождённый и вскормленный новоевропейской эпохой мировой истории. «Всякий роман в большей или меньшей мере есть диалогизированная система образов, языков, стилей» [23, с. 393, 361]. Бахтинское понимание романа очень близко современной теории романа М. Кундеры: «все великие экзистенциальные темы…освещены четырьмя веками европейского романа». Мир романа – «двойственный и относительный» не зависит от идеологических догм. «Романист не историк, не пророк: он исследует существование». «Это территория, где никто не является носителем истины». Все истинные романисты слышат «надличностную мудрость романа» [24, с. 14, 27, 68, 211-212, 215], которая исключает всякий монологизм. Поэзия бытия – в непредсказуемости. Примечания Гарин И. И. Гл.10. Карамазовский человек // Многоликий Достоевский. М., 1997. Литература 1. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 427 с. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=