Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 65 человека, с её равным притяжением к двум противоположным полюсам, раздвоением и антиномичностью, столкновением Запада и Востока, Христа и Антихриста: Д. С. Мережковский «Христос и Антихрист», А. Белый «Петербург», В. Брюсов «Огненный ангел», проза В. Розанова, А. М. Горький «Жизнь Клима Самгина». Полифония входит в драматургию (А. М. Горький «На дне»), и в поэзию – творчество А. Блока. Как писал Бердяев, «мы – духовные дети Достоевского» [14, с. 165]. В сущности, речь идёт о влиянии романного полифонического мышления на все роды литературы. Этого влияния не отвергал и Бахтин: «можно говорить об особом полифоническом художественном мышлении, выходящем за пределы романного жанра». Этому мышлению доступны «мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера его бытия, которые не поддаются художественному освоению с монологических позиций» [9, с. 407]. Как пишет З. Г. Минц, «полифоничность, «многоголосие» в зрелом творчестве Ал. Блока выявляются, как правило, не через столкновение разных точек зрения на мир, выражаемых разными персонажами… Чаще всего художественный эффект полифонии возникает от столкновения генетически и функционально различных кусков текста в рамках одного и того же цикла, стихотворения» [15, с. 182]. Двойственность мироотношения становится важнейшим принципом творчества Блока. Архетипом нового типа двоящихся образов стала для современников блоковская Незнакомка. К. Чуковский писал: «Стихи о Незнакомке наше поколение сделало своим символом веры именно потому, что в них набожная любовь к этой Женщине Очарованных Далей сливается с ясным сознанием, что она просто публичная женщина… Такой двойственности еще не было в русской поэзии» [16, с .44]. В пути поэта- апокалиптика свет и тьма, спасение и гибель антиномически сближены. Есть «непроглядный ужас жизни», но «в тайне мир прекрасен», реальны и «жизни сон глухой», и «несбыточная явь», мир «страшный» и мир «странный», душевная опустошённость и озарённость, забвение и память, дантевский «путь из мрака к свету» [17, т. 1, с. 28] и любовь к гибели. «Удесятёренная жизнь» в мире Блока состоит в постоянном качании маятника. Душа падает в «бездны отчаяния», «готовая умереть, она чудесно возрождается; готовая к полету, срывается в пропасть, израненная – поёт... Истоптанная – возносится к прозрачной синеве...» [17, т. 2, c. 3]. Эта поэзия знает мрак и нищету мира и равно знает «мира восторг беспредельный». Поэзия Блока акцентирует мировую антиномичность. Всё двулико, всё двойственно в поэтическом мире Блока. Всё жизненно-ценное в этом мире поставлено под знак трагически- двойственного отношения к явлению: история, родина, культура, творчество, страсть. По мысли С. Н. Бройтмана, «выражением принципа диалогической дополнительности» становится в неклассической поэтике А. Блока его знаменитая формула «трагическое сознание неслиянности и нераздельности всего» [17, т. 3, с. 296]. Её праисточником следует считать древние мифологические представления. В этой формуле «демоническая амбивалентность» заключает «признание исходного единства с миром и Богом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=