Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 54 авторам своей жизнью, но «как только их характер оформится и крепнет, они начинают действовать самостоятельно, по своей внутренней логике, и порою бывают непослушны, не принимая во внимание «родительскую» (авторскую) волю» [2, с. 140]. Теоретическое осмысление проблемы самодвижения художественного образа проведено Н. Л. Малининой, которая выделяет в процессе создания художественного образа два этапа. Первый – целенаправленная сознательная активность автора (при этом не исключается и элемент бессознательного), в результате которой рождается образ как квазиобъект, несущий в себе авторскую идею. Второй – самодвижение художественного образа, выходящего из-под власти автора, сопротивляющегося первоначальному замыслу автора, превращение его в квазисубъект, т.е. воображаемый объект, который приобретает качества субъекта [12]. Автор делает вывод о том, что самодвижение художественного образа является закономерностью всех видов искусства, хотя проявляет себя по-разному. Художественный образ субъективен, в нем обязательно присутствуют авторская позиция, авторская оценка. Создатель произведения искусства «пропускает через себя» изображаемую ситуацию, а часто напрямую выражает себя. Одним из побудительных мотивов художественного творчества является возможность самовыражения (об этом – знаменитая фраза Г. Флобера «Эмма – это я!»). Авторы часто наделяет своих героев собственными чертами, особенностями, за описанием событий и явлений часто стоят их личные воспоминания и переживания. Такая включенность автора в произведение приводит к тому, что художественный образ становится носителем информации и об объекте, и о субъекте познания. Возможно, именно данное качество художественного образа является ключевым для определения его специфики, отделения от других видов гносеологического образа. Итак, художественный образ, являясь ключевой формой художественного познания, характеризуется рядом специфических черт. Художественный образ: - иносказателен и метафоричен, т.е. способен выразить абстрактное понятие в конкретном образе; - многозначен, полифоничен, а потому способен порождать множественные ассоциации и интерпретации; - зачастую содержит недосказанность, что заставляет человека, воспринимающего произведение искусства, становиться его сотворцом; - экспрессивен, он выражает эмоции автора и порождает ответные эмоции зрителя (читателя слушателя); - в нем происходит типизация явлений действительности, позволяющая выразить в общем индивидуальное; - содержит большую долю условности (как в силу специфичности самого искусства, так и как результат работы воображения автора);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=