Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 52 Всякое искусство – обман… мир любого крупного писателя – мир фантазии с собственной логикой, собственными усилиями и совпадениями» [13]. В данном случае мы переходим к такому понятию, как условность . Выделяют два уровня условности в художественном произведении. Первичная условность связана с особенностью искусства как такового, имеющего ограничения в силу своей видовой специфики. Полное, до правдоподобия, совпадение произведения искусства с реальностью не является положительной характеристикой (знаменитые «обманки» в живописи – лишь игра со зрителем). Художественный образ не может совпадать с оригиналом, зритель это понимает и принимает – он «не замечает» раму картины, рампу сцены, одноцветность скульптуры, точнее, он принимает эти условия существования художественного образа, соглашается на ту меру условности, которую предлагает искусство. Вторичная условность связана с использованием вымысла как художественного средства. Создавая художественный образ, автор не только внимательно изучает действительность, но и подключает воображение. Стремясь к обобщению, он неизбежно будет выходить за пределы фактов, дорабатывая их, что-то оставляя за пределами своего внимания, что-то добавляя. В результате художественный образ не совпадает с реальным фактом, в нем появляется достаточная доля вымысла художника. Художественный вымысел связывают с процессами переосмысления представлений о мире. Он позволяет не только отразить мир, но и выразить себя, создавая новые объекты, конструируя новые миры. Такой подход позволил Е. Ю. Ильенковой выделить эвристическую и эстетическую функции вымысла: «Первая (эвристическая) функция отражает способность человеческого сознания творчески воспринимать и переосмысливать знания о мире, активизировать появление новых знаний с опорой на уже имеющиеся; вторая (эстетическая) функция связана с умением создавать новые образы и понятия, которые способны вызвать эмоционально-эстетический отклик других членов общества» [10, c. 115]. В лингвистике выделяют два типа художественного вымысла: жизнеподобный, т.е. имеющий аналоги в реальной действительности, и нежизнеподобный, создающий события, не имеющие аналогов и не подтверждающиеся жизненным опытом [11]. Думается, что данную классификацию можно распространить и на другие виды искусства – живопись, графику, скульптуру. Жизнеподобный вымысел порождает новые образы в области реалистичного искусства, когда воображение автора перерабатывает впечатления от реального мира и дополняет их. Нежизнеподобный вымысел связан с деятельностью фантазии автора, порождающей причудливые образы искусства иррациональности, невозможные в окружающей нас действительности. Важной характеристикой художественного образа является новизна . Художественный образ принципиально неповторим, оригинален. В отличие от науки, одним из принципов которой является воспроизводимость, т.е.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=