Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 51 Содержательные компоненты экспрессивности различаются в отдельных видах искусства – литература, музыка, живопись, скульптура пользуются разными средствами эмоционального воздействия на адресата, но если это воздействие оказывается сильным, художественный образ в целом оказывается более действенным и запоминающимся. Художественный образ не является простым отражением действительности, в нем обязательно присутствует художественное обобщение типичного и акцентирование на индивидуальном, т.е. представление общего в единичном. Главным героем литературного, живописного, театрального произведения часто становится «типичный представитель» своего времени, какого-либо общества. Типизации могут подвергаться некие общественные процессы, ситуации в жизни общества, человека, природные мотивы. Типизация является богатым и многообразным процессом, реализующим универсальную задачу гносеологического образа – переход в процессе познания от суждений о факте к установлению общих принципов и пониманию связи между общим, особенным и единичным – в присущей только искусству специфической художественной форме. Процесс перехода художника от факта действительности к типическому Н. А. Добролюбов описывал так: «художническая натура» сильно поражается самым первым фактом известного рода, представившимся ему в окружающей действительности. У него еще нет теоретических соображений, которые бы могли объяснить этот факт; но он видит, что тут есть что-то особенное, заслуживающее внимания, и с жадным любопытством всматривается в самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные, факты и образы и, наконец, создает тип, выражающий в себе все существенные черты всех частных явлений этого рода, прежде замеченных художником» [7]. Современная философия рассматривает типизацию в художественном творчестве как сложный процесс, включающий в себя два противоположных момента – это художественное обобщение и индивидуализация. Типическое не может существовать без индивидуального, характерного для конкретного объекта действительности, а индивидуальное (характерное) в искусстве не существует без типизации. Даже при написании портрета, передавая индивидуальные черты реального человека, художник будет анализировать его характер, судьбу, пытаться их обобщить и воплотить в создаваемом образе. Процесс типизации охватывает все этапы художественного творчества – первичное общение с действительностью порождает его первичные формы, осмысление материала, оформление образной структуры произведения типизация наполняет весь творческий процесс, в окончательном решении произведения типизация позволяет оформиться целостному художественному образу. В связи с этим А. К. Дремов называет типизацию коренной, специфической особенностью искусства, отличающей ее от науки [8]. Любое произведение искусства является вымыслом, например, об этом В. Набоков писал следующее: «На самом деле вся литература – вымысел.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=