Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 5 Дуин Белгородский институт искусства и культуры Г. Н. Калинина Белгородский институт искусства и культуры КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКИ БАХА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ (ФИЛОСОФСКО-КРИТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ) В данной статье предпринимается попытка философской концептуализации музыкального баховского наследия в интерпретации современных китайских исполнителей, раскрытия интерпретационной специфики «китайского исполнительства» в рамках конструктивно-критического анализа. Обосновывается тезис о том, что, поскольку актуальные общемировые тенденции глобализации, усиливающие интеграционные процессы вносят существенные коррективы в феномен музыкального исполнительства и личность самого исполнителя, постольку они мотивируют нас задаться вопросом о разумных (или неразумных) пределах привнесения в музыкальную культуру современных информационных и массмедийных технологий, формирующих достаточно новую тенденцию «музыкальной технологизации», нередко в ущерб смысловой интерпретации музыкального произведения. В полной мере ситуация проецируется на китайскую модель исполнительской культуры в ее сегодняшнем «европеизированном» варианте, ставя, по меньшей мере, два проблемных вопроса. Первый – насколько согласуются устремления китайских музыкантов-исполнителей (идея мировой карьеры, «формула успеха» и пр.) с национальной этической парадигмой и духом конфуцианской традиции? И второй – о специфике интерпретации музыки И. С. Баха в контексте современного китайского исполнительства и представленности баховского классического репертуара на почве исполнительской китайской традиции. В существенной мере актуальность статьи обусловлена традиционной спецификой китайской культуры, формами и образцами ее воспроизводства в прошлом и настоящем, собственно национальными стилевыми особенностями и музыкальными концепт-образами. С одной стороны, они являются показателем своего собственного пути, которому на протяжении истории стремилась следовать «Империя Поднебесной». А, с другой – демонстрируют радикальное несовпадение ментальных основ духовных культур азиатского и европейского типов. Разумеется, все это затрагивает сферу китайского исполнительства, процессы овладения мировым опытом классической музыки, включая Баховское наследие. Ключевые слова: мировые интеграционные процессы, модель китайской исполнительской культуры , феномен китайского исполнительства, интерпретация, Баховское музыкальное наследие, «фортепьянный бум», «китайская фортепьянная мечта», процессы «музыкальной технологизации», музыкальные концепт-образы,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=