Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 49 Художественный образ является универсальной формой художественного познания, складывающейся в результате сложного процесса познавательной деятельности – отражения реальности, осмысления познаваемого объекта, эмоционального переживания, создания новой идеальной структуры. В художественном образе концентрируются основные характеристики художественного способа понимания и представления мира в целом. Фундаментальной особенностью искусства называют иносказание , т.е. способность выразить абстрактное понятие в конкретном художественном образе. Решая эстетические задачи, авторы часто прибегают к иносказанию, иногда все произведение строится на нем. Иносказанием наполнены былины, басни, народные песни и в целом – народное искусство. К иносказанию прибегают литераторы, когда необходимо усилить образ, обобщить явление действительности. Один из видов иносказания – метафора , которая оживляет произведение, создает емкие художественные образы, основанные на неожиданных ассоциациях. Метафоризации могут быть подвергнуты как конкретные, так и абстрактные объекты. Метафора непроста для восприятия, как пишет Д. Дэвидсон, «понимание (как и создание) метафоры есть результат творческого усилия: оно столь же мало подчинено правилам… метафора опознается только благодаря присутствию в ней художественного начала» [9, с. 173]. Литературные произведения часто насыщаются языковыми метафорами, делающими текст более ярким и выразительным. Однако метафора присутствует и в произведениях других видов искусства – живописи, театра, кинематографа. Так, ключ к объяснению произведений М. Шагала видят в метафоричности его творчества. Изобразительные метафоры строятся на соотнесении зрительных образов, замене ожидаемых визуальных элементов неожиданными, совмещении разнородных объектов, за счет чего происходит порождение новых смыслов. На таких заменах строится сюрреализм, они присутствуют в творчестве постимпрессионистов, художников отечественного авангарда. Художественный образ многозначен . Ф. В. Шеллинг писал о том, что истинное произведение искусства «как будто содержит бесконечное число замыслов, допуская тем самым бесконечное число толкований» [16]. Н. А. Дмитриева использует термин «полисемия» или «полифония», говоря о многозвучности, многоголосии произведения искусства и обнаруживая ее на всех уровнях образной структуры – уровнях характера, ситуаций, эмоций, пластики [6, с. 26]. Автор, создавая художественный образ, воплощает в нём сложность мира, тем самым делая образ более насыщенным, более значимым, возможно, более действенным. Многомерность, непредсказуемость делает произведения искусства «долгожителями», позволяют им обретать новые смыслы в каждую следующую эпоху, для каждого следующего поколения читателей (зрителей, слушателей). Художественный образ способен порождать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=