Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 48 Е. А. Мальцева Сибирский государственный университет путей сообщения Новосибирский государственный педагогический университет ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ В статье дается характеристика художественного образа в контексте художественного познания. Выделяются такие черты художественного образа, как иносказательность и метафоричность, полифоничность, экспрессивность, условность, самодостаточность, субъективность. При этом доказывается, что художественный образ выполняет функции гносеологического образа, в частности фиксирует факты и тенденции окружающей реальности, выделяет отдельные аспекты реальности для целенаправленного осмысления, выявляет взаимосвязи между отдельными фактами и явлениями, устанавливает закономерности, определяет тенденции, прогнозирует ход дальнейшего развития, осуществляет трансляцию полученного знания. Ключевые слова: художественный образ, гносеологический образ, метафоричность, экспрессивность, типизация, самодостаточность, субъективность. E. A. Maltseva Siberian Transport University (Novosibirsk, Russia) Novosibirsk state pedagogical University (Novosibirsk, Russia) ARTISTIC IMAGE AS A FORM OF KNOWLEDGE The article describes the characteristics of the artistic image in the context of artistic cognition. Such features of the artistic image as allegorical and metaphorical, polyphonic, expressive, convention, self-sufficiency, subjectivity are highlighted. It proves that the artistic image performs the functions of an epistemological image, in particular, fixes the facts and trends of the surrounding reality, highlights certain aspects of reality for purposeful reflection, reveals the relationship between individual facts and phenomena, establishes the patterns, determines the trends, predicts the course of further development, translates received knowledge. Keywords : artistic image, gnoseological image, metaphoric character, expressiveness, typification, self-sufficiency, subjectivity. DOI 10.22405/2304-4772-2019-2-4-48-57 Понятие «образ» употребляется в качестве термина в различных сферах познания. В гносеологии под образом понимают «результат преобразования объекта в сознании человека, способ осмысления деятельности» [17, с. 231]. Это не обязательно наглядный образ – это любая, в том числе абстрактно- символическая форма репрезентации объекта в когнитивной сфере. Познавательный (гносеологический) образ является идеальной формой отражения и конструирования действительности. В рамках теории многообразия видов познания в современной гносеологии в качестве основных видов субъективных образов объективной реальности называют научное понятие, художественный образ, нравственную норму, мифологему и религиозный символ [14, с. 292].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=