Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 34 империи и Третьей республике, затем полинезийские мотивы и даже заимствованные из «желтого искусства» Камбоджи. Эти костюмы могли быть драпированными, витыми, футлярообразными, в форме «распустившегося цветка», полуприлегающими, с туртюрчиками и узкими лифами – главное было сохранить авторское прочтение, подчеркнуть индивидуальность, удивить. Вторая мировая война с 1940 года отделила континентальную Европу от всего остального мира. Франция по праву считается крупнейшей лабораторией Высокого шитья и огромной фабрикой по производству предметов роскоши, вступила в эпоху унижений, лишений и отчаяния. Классическим костюмом для периода 1940-1944 годов стал ансамбль из прямой юбки до колен с объемным длинным жакетом без пояса, оформленный высокой застежкой и маленькими лацканами. Очень часто такие вещи кроились из гражданских мужских пиджаков и широких брюк, бесцельно висевших в шкафах. Чуть позже женщины стали носить такие брюки, приспособив их к своей фигуре. Их одевали не только для езды на велосипеде, путешествий и загородных прогулок, как в 1930-х годах, но и для работы или отправляясь в гости. После войны брюки из тонкой ткани стали шить для торжественных случаев. Постепенно брюки утратили свой игриво-провоцирующий характер и стали восприниматься достаточно спокойно даже мужчинами. Мода на женские брюки преодолела порог ментальности в особых условиях, но благодаря своей уникальной функциональности утвердилась надолго, если не навсегда. В те же годы женщины носили короткие пышные платья из цветастой ткани, но с огромными подплечниками, зрительно утяжелявшими фигуру. Поскольку шелковые чулки стали почти музейной редкостью, самые изобретательные модницы красили ноги в охристо-бежевый цвет специальной краской и даже оттеняли линию шва от бедра до пятки. Обычай выходить на улицу с голыми ногами, едва тронутыми первым загаром, сохраниться в последующую эпоху, хотя до 1940 года в хорошем обществе было не принято показываться без чулок даже жарким летом. Обувь приходилось делать из любых подручных материалов, но обязательно на толстой, устойчивой подошве из дерева или пробки [2]. Эффективным дополнением к скромному, вынуждено унифицированному костюму служили шляпки из тюля, перьев, искусственных цветов, из прессованной стружки и, наконец, из газетной бумаги. Необходимо упомянуть еще об одном направлении в скудной моде военных лет. Во Франции с 1942 года оформляется молодежный, но не авангардный стиль, названный «ZAZОU» (стиляга), ориентированный на выполнение частного социального заказа. Костюм «ZAZOU» своей чрезмерностью, откровенным, злым шутовством, непропорциональностью и нелогичностью отдаленно напоминает одеяния инкруаблей (incroyable – невероятный) – щеголей времен Великой Французской революции и Директории, в которых публично декларировалось неприятие современных эстетических идеалов и норм поведения. Костюм инкруаблей – завсегдатаев

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=