Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 33 надвигающейся второй мировой войны. Все эти факторы не могли не сказаться трагическим образом на развитие культуры общества. В целом, начиная с 30-х годов ХХ века уже невозможно говорить о едином стиле в костюме, обслуживанием которого занимались десятки мастеров и многие тысячи работников – исполнителей. При безусловном господстве определенного типа идеальной красоты, абсолютным воплощением которого становятся кинозвезды Грета Гарбо и Марлен Дитрих, в моде прослеживаются колеблющиеся тенденции, дополняющие друг друга, но не способные слиться воедино. При общем для всех направлений удлинении подола, мы очень хорошо различаем характерные силуэты, объемы и детали. Летом 1938 года журнал «Jardin des Modes» отмечал: «Мода нынешнего года состоит из противоречий. Длинный свитер мирно соседствует с болеро. Высокая талия – с талией заниженной. Черный и белый цвета – с яркими красками». Кроме того, практически все известные художники и писатели, некогда способствовавшие распространению новых взглядов на костюм и популяризации искусства Высокого шитья, дружно демонстрируют если не равнодушие, то некоторую отстраненность от мира моды, который продолжает существовать, подчиняясь внутренним законам своего развития. Заметно меняется тональность в разговоре с читателями, исчезает пафос, интонации становятся мягче, советы даются осторожно и ненавязчиво [1]. В эту эпоху заметно больше рассуждают о предназначении костюма, чем об одежде как таковой, об этике и эстетике, о воспитании правильного вкуса, о культуре. Главный принцип, исповедуемый большинством кутюрье – это принцип чистоты, утонченности, изысканности, совершенства, так называемый принцип Браммела, о котором созидатели дамской моды до сих пор забывали. Согласно этому принципу, не столько костюм должен быть элегантным (это само собой разумеется), сколько сама женщина. Она обязана быть всегда прекрасной, в любом платье, а в случае необходимости – без всякой одежды. Именно в эти годы в описании женских совершенств начинает мелькать слово «sex appeal» (сексапильность), которым пытаются определить весь комплекс притягательных свойств лучших представительниц слабого пола. Ради достижения определенного эффекта становится принципиально возможным соединять в один ансамбль, казалось бы, разнородные вещи, подбирать на блошиных рынках неожиданные аксессуары к новому платью, составлять гардероб из вещей, купленных у разных по подчерку модельеров. Женщина постепенно становится соавтором в создании своего костюма, своего облика, ставшего органической оболочкой ее индивидуальности, особенно по сравнению с предшествующим периодом. Выбирать можно было из великого разнообразия тем и мотивов, которые предлагала эпоха, склонная к ностальгии и любознательности. «Отцы» моды черпали свое вдохновение из разных исторических и этнографических источников. В костюме «безумной эпохи» оказались произвольно, но умело соединенные воспоминания о Третьей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=