Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 26 Если рассматривать образование человека с позиции того, что жизнь человека во многом определяется способностью к изменениям, то, следовательно, развитие человека – это цель непрерывного образования, которое содействует использованию человеком, имеющихся способностей к саморазвитию. Задавая цель собственного движения, человек, по определению Э. В. Ильенкова «выносит форму своей деятельности вовне и, действуя с ней как с отличным от себя предметом» [5, c. 205] определяет или выстраивает для себя реально-предметную деятельность. Характерное человеку стремление к познанию всего нового ориентирует его на то, что он не должен «срастаться» с освоенным способом деятельности, а идти по пути познания нового, и только это способно наполнить смыслом его существование. Свойственное человеку качество по определению заданных ориентиров к освоению новой деятельности, на наш взгляд, вызывает необходимость рассмотрения понятия «деятельность» с позиции заданной самому себе цели. Деятельность – это основа человеческого существования, в процессе которого человек в особой конкретно-содержательной форме воплощает свои идеи. «Человек – это существо, которое в той или иной мере самосозидается особенными средствами, не данными в самой природе» [6]. Это утверждение О. Б. Майера даёт основание вынести суждение о том, что непрерывное образование – это не только всесторонне самоосуществление данного природой человеку, но и процесс, генерирующий культурные тенденции, мотивирующее человека на созидание. Человек является субъектом культурного пространства непрерывного образования. Действующие культурные образцы, культурные контексты, в которые включается человек в процессе непрерывного образования, побуждают человека к углублению культурного опыта, что выражается в возможности прочтения культурных текстов, приобретении способности создавать новые. Познавая культурные смыслы, человек предстаёт как развивающийся индивид и как субъект непрерывной образовательной деятельности. Процесс углубления культурного опыта и обретение смысла поиска нового знания способствует приобретению человеком субъектных качеств, связанных с определением цели и прогнозированием её результата. В процессе непрерывного образования человек проецирует в предметной деятельности субъективные представления культурного содержания. Его целеполагающая деятельность носит созидательный характер и представления о том, что есть и что должно быть создано осмысливается человеком индивидуально. А. Г. Теслинов отмечает, что «образование в широком смысле – способ творческого накопления и трансляции культуры от одного поколения к другому» [7, c. 50]. Непрерывное образование образует внутри себя своеобразный канал – канал культуры, через который культура пропускает себя, чтобы вернуться к себе. В этой связи можно констатировать, что образование, сохраняя и транслируя культуру, обеспечивает человеку включение в пространство культурных смыслов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=