Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 25 Образование аксиологично по своей природе, так как формирует ценностные ориентиры личности и общества, а непрерывное образование способствует мировоззренческому самоопределению личности, по нашему мнению, это можно рассматривать как определение человеком своего предназначения, своего места в мире, обретение смысла собственного существования. Условия стремительного роста научной информации, и такого же быстрого её старения, постоянно меняющиеся требования к квалификации специалистов разных отраслей и знаний категорически предписывают установку: человек не может получить знания на всю жизнь. Непрерывность образования, длящегося в течение всей жизни, предполагает не только усвоение человеком знаний и приобретение навыков, происходит формирование его мировоззрения, познавательных интересов и способностей. Современная философия видит перспективу развития человечества в том, насколько личность овладеет принципами целостного бытия, что будет способствовать осознанию ответственности за судьбу цивилизации. Новая парадигма философской идеи непрерывного образования предполагает формирование человека с новым уровнем сознания, культурой мыслетворчества и душевной организацией. Аксиологическим идеям образования уделяется немало внимания, в частности анализу сущности аксиологии как науки о ценностях применительно к ценностным ориентациям личности, её аксиосфере. Проблема вхождения в культурное пространство непрерывного образования, где человек осмысливает себя в культуре, усваивает культурные ценности, перевод которых во внутренний план осознанно приводит к овладению системным мышлением, сегодня является одной из актуальных проблем. Д. С. Лихачёв, рассматривая понятие «культурного пространства», определял его следующим образом «не просто определенную географическую территорию, а, прежде всего, пространство среды, имеющее не только протяженность, но и глубину» [3]. Если вести речь о степени этой глубины, то необходимо обратиться к ценностным ориентирам непрерывного образования, напрямую связанным с культурным образовательным пространством современности. Именно они определяют задачу рассмотрения общих закономерностей поиска человеком пути своего развития, так как этот путь начинается с установки на непрерывное образование. А. П. Владиславлев и Ф. А. Россельс, «говоря о формировании стремления учиться, нужно сказать, что в этой сфере образование выступает своеобразной системой с положительной обратной связью» [4, c. 178]. Обращает на себя внимание мысль учёных о том, что чем больше человек знает, тем больше он стремится к получению новых знаний, и с этой позиции непрерывное образование можно назвать самоподдерживающейся системой. Мы полагаем, что в данном ключе уместно вести речь о такой парадигме образования, которая бы формировала новое понимание пространства непрерывного образования, способствовала формированию новых социальных и культурных потребностей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=