Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 24 мирового явления, но и глобального мирового процесса. Мир подошёл к осознанию истины, заключающейся в том, что основой прогрессивного развития является человек и его нравственная позиция, уровень культурной и профессиональной компетентности. Проблема исследования процесса непрерывного находится в спектре исследований образования, рассматривается с позиций «что это», «как организовать», «кого организовать» и т.п. Человеку XXI века, живущему в глобализирующемся, постнеоклассическом, постмодернистском, постиндустриальном обществе, как его определяют современные исследователи, как никогда становится ясным, что только непрерывное образование способно раскрыть подлинную ценность бытия, обеспечить трансляцию базовых универсальных культурных ценностей. Проблема соответствия образования динамично изменяющемуся миру приводит к пониманию необходимости выработки новых стратегий непрерывного образования в контексте глобализации. А. А. Радугин, говоря об актуальности данной проблемы, отмечает, «для того, чтобы быть активным субъектом глобализационного процесса, необходимо обладать набором определённых качеств, которые формируют субъектность [1]. Усваивая в процессе социализации определённые программы освоения действительности, человек проявляет активность, направленную на преобразование действительности и задействует имеющиеся ресурсы, которые должны постоянно пополняться. Как утверждает И. М. Ильинский, «в нынешнем информационном обществе и крайне неустойчивой политической ситуации в мире совсем недостаточно только «знать», иметь «навыки и умения» приспосабливаться (адаптироваться) к окружающей остановке. Необходимы личностные качества, которые позволяли бы изменять мир в лучшую сторону, быть способным предвосхищать неведомые доселе вызовы и угрозы, сознательно и активно противостоять им. Одним словом, современный человек должен быть творческой, ответственной личностью» [2, c. 4]. Учёный акцентирует внимание на том, что образование можно рассматривать в качестве «оружия», «с помощью которого можно снизить уровень интеллектуального развития человеческих масс, переопределить смысл человеческой жизни, переориентировать духовные и нравственные ценности» [2, c. 6]. Открытость новому в условиях информационного общества приобретает особую актуальность, потому как эрудиция и знания – это залог высокой интеллектуальной и творческой активности, проявляющейся в различных сферах деятельности и при различных обстоятельствах. Включаясь в процесс постоянного обновления знания, человек проживает свою жизнь «сначала», воссоздавая новые формы созидания, его способность рефлексировать по поводу полученного знания в процессе непрерывного образования превращается в приобретённый опыт, вписанный в свой культурный конструкт. Изменение природы знания и мировоззрения в современных условиях ведут не только к существенным изменениям в сфере образования, но и актуализируют проблему ценностных аспектов в процессе жизни человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=