Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 17 организма вообще и частную его наследственность, то человеку можно предлагать такую духовную пищу», которая «может довольно значительно повлиять на физическое и духовное усовершенствование личности, на образование умственных склонностей и идеалов, на развитие способностей» [5, с. 46-47]. Собственно, педагогический процесс П. Ф. Каптерев видел как грандиозную «передачу опыта от старшего поколения младшему», цель которого в конечном итоге – «стремление к абсолюту, познание истины», «создание идеального человека и человечества», обладающего своей духовной историей [6, с. 121]. По существу, идеи П. Ф. Каптерева являлись определённым итогом духовно-акцентированной, хотя и не канонически христианской, как у В. В. Зеньковского, отечественной педагогической мысли, у истоков которой стоял другой выдающийся философ и педагог, современник К. Д. Ушинского и в своём роде духовный наставник В. С. Соловьёва, П. Д. Юркевич. Последовательный идеалист, исследователь И. Канта, в своих педагогических изысканиях соединяя философию, психологию и логику с «этикой сердца», с абсолютом христианской любви, столь же априорным, как и «этика ума» кантианского категорического императива, П. Д. Юркевич определял главную цель образования и воспитания, в их неразрывной связи, как содействие человеку в достижении его высшего, предназначенного Творцом, совершенства через раскрытие, исполнение его «частного призвания». В этом контексте вся социальная практика всецело происходила из культурной сообразности человеческой природы, развитой в свою очередь способностью этических размышлений и эстетическим чувством постижения глубины собственной духовной природы, кристаллизующей достоинство личности и дающей стимул трудолюбия, познания и самопознания. В своей первой крупной педагогической работе «Чтения о воспитании» (1865) и в последующем фундаментальном труде «Курс общей педагогики» (1869), мыслитель априори акцентировал внимание на важности воспитания долга «человеческой совести», и, как следствие – на воспитании долга в семье, церкви, государстве, в то время как нужда в жизненных благах или стремление к высшим идеалам, по его мнению, в равной мере могут стать важным педагогическим фактором, способным воспитать достоинство человека только посредством добросовестного труда. Причем, согласно П. Д. Юркевичу, определявшему педагогику как «науку о воспитании духа» [15, с. 341]. Подлинное образование всегда есть воспитание души и способности к размышлению, и оно, восходя к аксиологии античной «пайдейи», к смыслосоответствию культуры-культа, только сакрально: «Священное не должно делаться обыкновенным. Мысли о Боге должны лежать в глубине души, а не на поверхности её как сведения, которые должны быть ежеминутно применяемы к потребностям жизни. Сообщаются такие мысли словом кратким, характерным, сосредоточенным. Мгновенно такое слово исторгает душу ученика из этого чувственного мира, но так же скоро дитя возвращается в этот

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=