Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 16 Таким образом, культура «обнаруживала» жизнь человеческого духа: с культурой, как и со всяким началом духа – с рождением, смертью, выбором, свободой, ответственностью, долгом, совестью – человек оставался один на один. Тем самым появлялась, формировалась личность, способная к духовному росту и поиску даже в условиях неблагоприятной для этого социальной конъюнктуры: постигая культуру, человек «настраивал» свою систему ценностей «по камертону» высшей ценности, соотносил свой жизненный выбор с абсолютными ценностями. В свете идей отечественного гуманистического образования идеальный образ человека, определяющий направленность педагогических усилий, виделся как образ свободной личности, способной однажды обрести свою духовную сущность, постигая и творя культуру. В своё время С. И. Гессен прямо отождествлял образование и культуру, находя меж ними «точное соответствие» и утверждая, что «цели образования – культурные ценности, к которым…должен быть приобщён человек» [4, с. 35- 36]. Напомним, что российская образовательная модель, реализованная педагогическим гением К. Д. Ушинского, достигла своего концептуального расцвета как «живое», развивающееся знание именно в парадигме духовного становления человека, его нравственно детерминированного знания и культурогенной символики. Следовательно, образ «человека культуры» вполне можно рассматривать определённым, хотя всё менее востребованным сегодня в России, идеалом современного образования. Впервые о нём заговорил ещё на рубеже XIX-XX веков выдающийся педагог и философ П. Ф. Каптерев, утверждая, что образование должно быть в целом построено так, чтобы содействовать, прежде всего, духовно- нравственному развитию и улучшению человеческой природы как таковому, способствовать душевным движениям и переживаниям личности, получающей принципиально значимую возможность «испытать наиболее высокие и сложные формы чувствований» и самостоятельно, осознанно сформировать осознание своей «общественной культурной обязанности», в своём моральном статусе превышающей формальную гражданственность. По сути, П. Ф. Каптеревым была предложена концепция духовно- нравственного развития личности как фундаментального основания всего педагогического процесса. Новатор для своего времени, в своей философии образования он акцентировал внимание не на широко декларируемой рационально-интеллектуальной доминанте, а на ценностном и сакральном аспектах поиска «истинного» знания. В одном из главных своих трудов, «Педагогический процесс» (1905), он писал, что «душа – такой же самобытный организм, как и тело; в душе нет окон, в которые могло бы войти в неё что-либо извне, стороннее её. Всё, что есть в душе, есть результат самодеятельности…» [2, с. 9], и значит, в целом, «гармония развития может быть понимаема в смысле равного развития всех сил духа и тела». Интересен взгляд П. Ф. Каптерева и на подлинное, по его мнению, предназначение образовательного учреждения: «Воспитательные учреждения, школы, суть как бы кухни души… Если знать законы развития человеческого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=