Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 15 продолжение концептики национальной традиции воспитания, коррелирующей нравственные принципы гностическим изысканиям, в целом признаётся, что «в фундаменте жизнеутверждающего переосмысления базовых основ развития системы российского образования XXI в. очевидны следующие ценности: духовность, осознание неразрывной связи с миром, жизнетворчество, самореализация, культурная идентификация, неравнодушное и доброе отношение к миру и самому себе» [12, с. 233]. Однако этот факт, скорее, постулируется, чем обосновывается: осмысления духовной составляющей образования человека и гражданина, этого лейтмотива всей отечественной культуры образования, попытавшейся через национальную традицию воспитания аккумулировать совокупный духовный опыт человечества, не происходит. Контекст же современной дидактики как составляющей образовательного комплекса инноваций, ориентированного на экономические приоритеты и скорую коммерческую прибыль, по факту максимально далёк от человека и таинства его становления: в социуме и в бытии – она более и не оперирует этими категориями. Последнее объясняет довольно резкие сегодняшние заявления представителей общественности и образовательного сообщества о том, что в действительности происходит подмена просветительных смыслов и ценностей, формализация и примитивизация процесса обучения, уже безнадежно далекого от процесса познания, что, по сути, уже сегодня «мы хороним будущих Толстых, Ростроповичей и Смоктуновских, делая вид, что не понимаем» того, что «надо менять…саму систему образования», и если «всё, что создается в нашей стране – создается для будущего», то, возможно, «все, кроме людей» [10, с. 4]. Фундаментальные образовательные принципы всегда представали некой к винтэссенцией духовной культуры человеческого сообщества, определяя, в свою очередь, основное содержание её парадигмы в ту или иную эпоху. Всякая эволюционирующая образовательная традиция, не утерявшая преемственности своих воспитательных форм, во многом характеризовала неповторимый «культурный образ» своей эпохи, её категориальную этику, и в частности, гуманистическая традиция, изначально направленная на развитие именно нравственных задатков человеческой личности, продолжает оставаться, пожалуй, «самым масштабным и, возможно, единственным в этом качестве социальным транслятором базовых универсальных культурных ценностей, абсолютных смыслов и важнейших экзистенциальных категорий, оправдывающих существующие принципы и стратегические цели развития современного общества [1, с. 11]. Закономерное наследие просветительской классики, основанный на гуманистической концепции личностно-ориентированный образовательный процесс, традиционно представал по отношению к человеку как процесс становления его системы ценностей, происходящий в ситуации личностного выбора в культурном пространстве. Постижение мира и себя через культуру, в силу её символичности, являлось для человека сокровенным духовным актом, всегда свободным и творческим.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=