Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 14 importance in the modern educational space, which, in turn, has always remained the traditional foundation of the national educational culture. Keywords : educational culture, spiritual development of personality, cultural identification, humanistic education, universal values. DOI 10.22405/2304-4772-2019-2-4-13-22 Российская образовательная традиция в целом и современная политика в области образования в ближайшей будущей перспективе своих национальных и общемировых доминант вызывают сегодня весьма двойственную оценку. Так, с одной стороны нельзя не отметить неоднозначность инновационных процессов, происходящих сегодня в отечественной педагогической модели в сегментах средней и высшей школы в контексте мировых тенденций образования, и, прежде всего, примат экономической составляющей, переводящий образовательный процесс в сферу услуг, а также процесс радикальной «цифровизации» обучения, детерминированный общим ускоренным ростом информационно-техногенного фактора глобальной социальной среды. С другой же стороны, как обоснованное следствие модернизационных диспропорций, первостепенное значение приобретает фундаментальная проблематика концептуально-этического обновления социально-гуманитарного знания и его трансляции в современных условиях – в частности, вопрос приоритетной роли гуманистических принципов просвещения, сформированных философско-педагогической парадигмой национальной образовательной традиции: вопрос о человеке и его духовном становлении в онто-персональном и социокультурном контексте. При всех принципиальных акцентах современных образовательных стратегий на вопросах формирования «сетевого» общества как базы цифровой экономики, по-прежнему актуальным остаётся видение будущего в контексте гуманистической направленности гуманитарного знания в социальной среде: «это знание о человеке» – «о человеке как индивиде; о человеке, соединенном в …сообщество», наконец, «о человеке, соединенном в нацию, в народ», «о человеке, рассеянном в человечестве» [9, с. 285]. Актуальном в той мере, в какой антропо-, социо- и культурогенез ещё мыслятся неразрывным целым. Следует подчеркнуть, что с середины ХХ века, в ключе знакового тезиса А. Швейцера о том, что «материальные достижения – это ещё не культура» [13, с. 15], именно гуманитарное знание, знание о человеке, этот фундаментальный и, что принципиально важно, сакрализующий ценностный компонент антропогенеза, становится ключевым концептуальным маркером образовательной политики всякого цивилизованного государства, мерилом состоятельности и целостности его культуры. Наследуя аксиологический базис европейского просвещения, современная российская образовательная среда номинально продолжает декларировать положение о том, что сложившаяся «социокультурная ситуация детерминирует кардинальное усиление роли фундаментального социально-гуманитарного образования, диктует нацеленность государства на принципиальное усиление созидательной, духовно-нравственной развивающей функции отечественной культуры». В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=