Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 108 самой власти, принимающие, например, формы самомистификации лидеров или внушения массам ощущения успеха» [12, c. 132], – считает Луман. Итак, власть представляет собой жизненно-мировую универсалию существования общества. Эволюция власти идет от ее узурпации в определенных центрах в «устных культурах» к разным видам власти – в сообществах, политических системах, организациях, в семье. Власть может экспортироваться в любые социальные контексты, но при этом сохраняется ее специфика – производство цепочек решений в присутствии «альтернативы избежания». С точки зрения Лумана, власть не является средством принуждения, наоборот «в большинстве случаев можно говорить о том, что к насилию прибегают ввиду недостатка власти» [12, c. 19]. Власть является реципрокальным понятием, «упорядочивает социальные ситуации своей обоюдо-направленной селективностью» [12, c. 17]: планируя решения, властвующий ориентируется на ожидания подчиненного и ограничивает его пространство селекций. В этом контексте можно согласиться с описанием Э. Гидденса, что «власть есть возможность и способность добиваться результатов» [6, c. 355]. На протяжении истории власть применялась в сфере религии для осуществления решений. Посредством медиа «власть» представляется возможным проследить процесс дифференциации субсистем политики и религии, а также регулирования деятельности (не личных убеждений, верований, мировоззрения), то есть всего, что касается конкретных действий (например, области религии: жертвоприношения, строительство храмов, собрания верующих, культовая деятельность и др.), законом. Литература 1. Luhmann N. A systems theory of religion. Stanford (California): Stanford university press, 2013. 310 p. 2. Аринин Е. И., Милькова А. В. Поморское древлеправославие на Владимирской земле (часть 1) // Вестник Владимирского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2017. № 2 (14). С. 76-85. 3. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / пер. с фр. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс-Универс, 1995. 456 с. 4. Васильев Л. С. История религий Востока. М.: КДУ, 2000. 702 с. 5. Ведешкин М. А. Кодекс Феодосия «О язычниках, жертвоприношениях и храмах» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 15 (158), вып. 27. С. 38-47. 6. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М.: Академ. проект, 2005. 528 с. 7. Гревс И. Юстиниан // Христианство: энцикл. словарь. В 3 т. М., 1995. Т. 3. С. 287-288.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=