Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 107 определенную территорию. Все, что на этой территории, включая религии, церкви и секты, – подвластно государству и им управляется» [10, c. 443]. В 1721 г. Император Петр I издает Регламент Духовной коллегии, который упразднил патриархат как институт единоличного руководства православной церковью. В современном обществе, по мысли Лумана, религия перестает быть единым интегрирующим фактором. В религии как системе определяется ее специфическая функция – переведение неизвестного, пугающего и непонятного в слова, формы и метафоры известного. Универсальный код власти в системе религии на современном этапе развития мы можем проследить в бытовании религии в ее институционализированных формах – в организациях. Как пишет Е. А. Островская, религиозная организация – «это самая обычная организация. А значит в ней обнаруживаются правила членства, коллективы, нормативная регламентация взаимодействия, численный состав, свои пространство и расписание практик, правила распространения информации о себе» [18, c. 128]. В качестве примера можно привести организацию Русской Православной Церкви. Ее современная структура, порядок формирования центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом; высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями – каждый в своей компетенции. Организация осуществляет производство решений, которые и составляют ее аутопойезис как организации. «Должности замещаются, иерархия упорядочивает властные отношения, освобождая от необходимости каждый раз вычислять степень властных полномочий» [12, c. 82], а вся деятельность организации регламентирована правом. Взаимосвязь власти и религии может быть проанализирована также в их отношении к феномену «влияние», которое с точки зрения Лумана может быть основой различных возможных селекций и обеспечивает «универсальное смысловое ориентирование», мотивирует действие [12, c. 116]. Луман выделяет три типа влияния: авторитет (временное измерение), когда Эго поддается влиянию, та как делало это прежде; репутация (предметное измерение) – под действия подводятся основания правильности; лидерство (социальное измерение) – Эго поддается влиянию, так как это влияние оказывается и на других. Дифференциация кода власти делает ее все более независимой от мотивационных предпосылок, от фиксированных тематик, лиц, типов ролей и контекстов, с которыми прежде были связаны гарантии ее исполнения. В исторический период, когда контингенция перерабатывалась в религиозной форме, религия влияла на производство властных решений. С ростом рациональности и усиления власти возникают все более абстрактные критерии принятия решений. «Политически конституируемая власть постепенно перестает функционировать как единый технический субститут авторитета, репутации и лидерства. Вместо этого развиваются технические субституты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=