Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 106 Европе и породил Вестфальскую систему международных отношений. Помимо закрепления принципов государственного суверенитета, была официально закреплена веротерпимость. Как пишет Л. С. Васильев «1648 год положил конец открытой Контрреформации и всей религиозной войне католиков и протестантов в Европе. Обе церкви стали существовать как независимые организации западного христианства» [4, с. 385]. Принцип Аусбурсгского религиозного мира (1555) «чья власть, того и вера» (cujus regio, ejus religio), был расширен гарантией свободного вероисповедания, хотя первоначально только для элит. Параллельно описанным историческим событиям, происходившим в Европе, те же процессы обособления политической и религиозной власти на фоне формирования суверенного государства, происходят и в России. Как пишут Е. И. Аринин и А. В. Милькова: «В эти же годы московская власть принимает «Соборное уложение» (1649), новый правовой кодекс, где впервые в отечественной истории документально утверждался приоритет «церкви Божией» в обществе, отраженный в первой главе, получившей название «О Богохульниках и о церковных мятежниках», формулируя нормы «охранительного благочестия», направленные против «бесчинников» («богохульников», «церковных мятежников» и т.п.), которых следовало «обличив казнити» [2, c. 79]. «Соборное Уложение» Алексея Михайловича также значительно сузило сферу церковного суда и внесло иной порядок в судопроизводство [8, c. 289]. «Уложение» уничтожило судебные привилегии духовенства и церковных людей, поставив их по гражданским делам в подсудность светскому суду наравне со всеми другими людьми (Уложение, глава 10, глава 13). Судебно-административным учреждением для этого назначался Монастырский приказ (Уложение, глава 13) [19]. В 1667 году «расколщики», преданные анафеме и провозглашенные еретиками, с выходом «Двенадцати статей» (1685 год) царевны Софьи были отнесены к уголовным преступникам, к которым применялись «градские казни». Данные законы, с одной стороны, закрепляют принцип правового регулирования вопросов и разногласий в области религиозной веры, с другой, законодательно закрепляют статус «святой церкви» («Церкви Божией») как единственной «законной» церкви, противопоставленной «расколщикам», «еретикам», «мятежникам», «соблазнителям», «ворам», «плевосеятелям», «хулникам на святую церковь», приверженцам «церковной противности» и «прелестного учения», которых, в случае их упорства, повелевалось «казнить смертью без всякого милосердия» [2, c. 81]. Отчетливо идея государственного суверенитета проявилась в России в эпоху правления Петра I. «Гениально-яркая, волевая личность царя Петра I стала проводником и исполнителем того перелома в неотвратимом всемирно- историческом процессе меняющихся взаимоотношений церкви и государства… Дуалистические дискуссии о jus divinum и jus humanum к 16 веку были перекрыты монистической идеей jus naturale, «естественного права», как начала высшего, воплощенного в национальном государстве, занимающем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=