Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 104 атрибуты власти, не украшения, «скипетр и корона сами обладают царской властью. Не царь царит, но корона; потому что именно она делает человека царем» [3, c. 262]. Та же сакральная значимость связана и с гомеровским скипетром: царствуют, судят и обращаются с увещеваниями лишь со скипетром в руках [3, c. 262]. Так от Зевса получен скипетр, который передают из рук в руки, пока он не попадает к Агамемнону. Зевс передает его как узаконенный символ власти тем, кого назначил говорить от своего имени. Отделение политической власти от религии начинается с распространением христианства. Историк христианства Й. Лортц считает что «Миланский эдикт» ( Edictum Mediolanense ) императора Константина (313 г.) был первой попыткой разграничения сфер политики и религии. «Миланский эдикт» позволял свободно исповедовать ту религию, которую он избрал, церковь признавалась юридическим лицом и ей возвращалось отнятое при гонениях Диоклетиана. «Впервые произошло неслыханное дотоле фактическое признание государством разделения всей человеческой жизни на две самостоятельные сферы (политику и религию, государство и церковь» [11, c. 112]. В эпоху утверждения христианства в качестве «религии империи» возникла двусторонняя задача: как решать политические вопросы в свете учения Христа и решение вопросов веры в условиях императорской власти. С одной стороны, христианству требовалось действенное средство для борьбы с ересями, которой стала официальная власть императора. С другой стороны, посредством христианства императоры получали легитимацию сосредоточенной в их руках всей политической власти. Императоры могли ссылаться на то, что всякая власть происходит от Бога (Рим. 13:1), из чего следовала необходимость послушания их воле. Й. Лортц пишет: «Справедливый царь (rex iustus) в то время – это богоугодный правитель, который хотя и должен чтить священство, сам имеет в Церкви высокое достоинство. Поэтому императоры считали своим бесспорным правом пользоваться на соборах своей властью или выносить решающий приговор в догматических спорах того времени» [11, c. 120]. Христианство получило законодательно оформленное подавление язычества: запрещалось отправлять языческие ритуалы и культы, строить храмы, проповедовать иную кроме христианской веру, еретики оказались юридически бесправными, лишенными права состоять на государственной службе. Данная тенденция отразилась в законодательстве о еретиках: в кодексе Феодосия – Codex Theodosianus – первом официальном собрании законодательных постановлений императоров, составленном между 429 и 438 гг. по приказу восточного августа Феодосия II Каллиграфа, и содержащем законы, изданные начиная с периода правления Константина I по 435 г. «Нечестивый святотатец», «еретик», «язычник», «упорствующий» – так называются в корпусе те, кто отправляет альтернативные христианским культы. Жертвоприношения, гадания, предсказания – считались «лживыми суевериями», приравнивались к «оскорблению Величества» и должны были быть подвергнуты наказанию от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=