Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 94 грома и молнии, отправляется на охоту на трех маралов – Пояс Ориона. Во время отдыха он привязывает своих лошадей к золотой коновязи – Полярной звезде [1, c. 20]. Помимо этого, Полярная звезда считалась мифологическим центром Неба. По поводу идеи центра в монгольском мировоззрении К. Хамфри пишет: «Идея «центра» – это не столько точка на горизонтальном диске на земле, сколько понятие вертикальности, для которой положение на земле не имеет значения. Цель – подняться вверх, создать связь между землей и небом, как столб дыма от огня. «Центр» создается вновь, когда люди разбивают стоянку. Другими словами, центр – это скорее не место, а действие» [9, c. 142]. Идея такого центра, axis mundi отражена в организации юрты, традиционного монгольского войлочного жилища. Пол юрты символизирует Землю, овальная крыша – Небо, в то время как вертикальная ось очага находится в центре. Тепло печи может проникать сквозь Землю, а дым может достигать Неба через отверстие в верхней части крыши. Подобным образом небесная сфера имеет дымовую заслонку в центре, которая обычно ассоциируется с Полярной звездой. Поэзия Дугарова выражает те же традиционные идеи пространственной организации мира: «Юрта вселенной моей упирается в небо Полярной звездою…» [5, c. 18]. Еще одно созвездие, которому поклонялись буряты и которое встречается в поэзии Б. Дугарова – Большая Медведица. В Бурятии его называют Долоон үбгэд [Семь старцев]. «Полевой этнографический материал, собранный в XX в., содержит данные о том, что Семь старцев якобы оберегали стада от нападения волков, способствовали благополучию скота. Каждое утра все семьи совершали кропление молоком, посвященное Семи старцам, во избежание неприятностей, потому что считалось «старцы» могли творить зло или добро в соотсветствии с тем, почитали их или нет» [1, c. 21]. Б. Дугаров пишет об этом созвездии в своей книге «Сутра мгновений»: … Семь Старцев, расседлав коней, спят под Полярною звездою, и коновязью в вышине она сияет при луне, уравновесив мир собою... [4, c. 78] Как мы видим, Полярная звезда снова служит коновязью для лошадей, но на этот раз лошади принадлежат Семи старцам – семи персонифицированным звездам Большой Медведицы. Обычный читатель не нашел бы ничего уникального в этих строках, однако в данном отрывке закодированы традиционные знания о небесных телах и связанных с ними мифах бурят. Баир Дугаров показывает глубокую осведомленность о традиционных представлениях бурят о звездах и созвездиях, и эти космические объекты, как и в традиционном мировоззрении монгольских народов, становятся неотъемлемой частью его ментальной карты мира, которую он отображает в своих стихах. Этот мир шире, чем просто Земля, это целая вселенная, включающая миллионы звезд и другие небесные тела.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=