Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 92 неудивительно, что множество топонимов встречается в стихах Б. Дугарова. «Не то, чтобы карта сама по себе была объяснением, но по крайней мере, она предлагает такую модель повествования, в которой ее компоненты предстают в нетривиальном виде и могут вывести скрытые закономерности на поверхность» [10, c. 53-54]. Так, анализируя топонимы в нескольких сборниках Б. Дугарова разных лет, было замечено, что автор использует очень много названий небесных тел. Космические топонимы звезд и созвездий используются поэтом наряду с названиями рек и гор, городов и стран. Другими словами, ментальная карта мира поэта представлена не как плоскость, но как вертикальная карта, в которой помимо мест на Земле отмечены и небесные объекты. Профессор антропологии Кембриджского университета Кэролайн Хамфри пишет: «Если мы понимаем пейзаж как монголы – как все вокруг, то пейзаж включает небо и его явления, такие как синева, облака, дождь, молния, звезды и лучи света. Небо ( тэнгри ) – это сила над всеми силами. Он не только дает свет, тепло и дождь, которые делают землю плодородной и позволяют людям и животным жить, но также выражает это посредством своей воли ( заяга ), которая определяет судьбы всех живых существ [9, c. 142]. Такое восприятие ландшафта, конечно, определяется образом жизни кочевников, привыкших к небесной ориентации по звездам и созвездиям северного полушария. Занимая вторую половину степного пейзажа, небо превратилось в неотъемлемую часть кочевого мировоззрения, и нашло отражение в различных мифах и легендах, а также религиозных верованиях [8]. Культ Неба для бурят и других групп монголов является основным. Вечное синее небо, Хүхэ Мүнхэ Тэнгэри , является высшим божеством для поклонения, которое выступало в качестве абстрактной регулирующей силы, олицетворяющей разум, целесообразность и высшую справедливость; оно считалось мужским началом, дарующим жизнь, а земля – женским, дарующим форму предметам [6, c. 12]. Профессор Зоя Морохоева говорит о такой же взаимосвязи жизни людей с космическими объектами: «В традиционных культурах – бурятской, эвенкийской, и др. – человек локализировал себя по отношению к родовой группе, к ее памяти, запечатленной в названиях природных и космических объектов. Человек соизмерял свой жизненный ритм с ритмами планет – Плеяд, Юпитера, Сатурна, Венеры и др. Движение небесных тел Солнца и Луны соотносились с основными фазами жизненного цикла. Мифы и эпические сказания о корнях человека свидетельствовали о том, что человек в традиционной культуре определял себя посредством небесных, земных и подземных сфер. Иными словами, человек не выделял себя из природы и космоса. Традиционный человек идентифицировал себя как космический человек» [7, c. 174]. Изучение географических названий небесных тел в сборнике «Азийский аллюр» Б. Дугарова (2013) показало, что Млечный Путь упоминается в 6 стихах. Такая статистика является довольно высокой. Более 6 раз в этом сборнике используются только 3 топонима: Байкал (10 раз), Саяны (7 раз) и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=