Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 88 которое так просто уничтожить невозможно и которое определяет её независимое развитие. Это бессознательное чувство заставляет Европу не любить Россию, а всё самобытное русско-славянское кажется ей достойным презрения [2, с. 154]. Россия – особый культурно-исторический тип, рядом с которым могут существовать и развиваться другие народы. Славянская кровь смешалась с кровью азиатских и европейских народов, но не растворилась. И. А. Ильин писал: «Наше своеобразие от нашей природы, от климата, от равнины, от отсутствия близкого моря, от рек, от погоды, от почвы и от растительности; и от далёкого рассеяния по пространствам. Мы сами не знаем, когда и как мы вжились в нашу природу и вжили её в себя. Но получили мы от неё много: и страстность, и созерцательность, и неуравновешенность, и свободолюбие, и склонность к лени, и братскую спайку» [3, с. 161]. В названии « русская лингвокультурология» слово русская (русский) мы в какой-то мере объяснили. Теперь требует разъяснения часть лингво , т. е. то, что связано с языком. То, что, по нашему убеждению, и должно быть приоритетным в науке «Лингвокультурология». Для нации в целом язык – главный отличительный признак. А. Битов писал, что «Ничего более русского, чем язык, у нас нет» [1]. «С точки зрения русской языковой картины мира говорить по-русски – всё равно, что просто говорить. Вопрос о языке возникает лишь тогда, когда в поле зрения попадают другие языки. За словом в русском языковом сознании закрепилась сфера не столько практического, сколько духовного общения, при котором обыденное сознание сплетается с мифопоэтическим, а обыденный язык – с сакральным. Сакральная сила слова начинается с имени: имя создаёт предмет и человека. Через имя можно воздействовать на его обладателя. Имя, воздействуя на своего носителя, формирует личность, его судьбу. Русский человек верит в высшие и низшие сверхъестественные силы, в Бога, в свои физические возможности и умения, в более сильного; может быть, поэтому надеется на усилия другого, откуда приверженность к коллективу. Отношение к языку у русских связано с отношением к знаниям, уму, чувствам. Корни русского языкового менталитета и самосознания очевидны: это обусловленность православными традициями, большая численность населения, носителей языка, обширная территория его распространения. В русском языковом сознании язык предстаёт как мощная самостоятельная сила, на которую трудно воздействовать и которую трудно подавить. Литература 1. Битов А. File на грани фола [Электронный ресурс] // Октябрь. 2005. № 10. URL: http://magazines.russ.ru/october/2005/10/bi5.html (дата обращения: 26.08.2019). 2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 573 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=