Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 86 Реальность Азово-Черноморской Руси на Юге и Юго-Востоке реально подтверждается архаичностью уже собственно русской, точнее: восточнославянской, топонимии и гидронимии Приазовья и Подонья. Вероятность южных истоков имени Русь подсказывают и письменные исторические свидетельства, а именно: Новгородский Север ещё в XII в. не включался в понятие Руси. На Дону, Предкавказье проживал народ Hrõs, набегавший в IX в. на Византию со стороны Таврии (Крыма). Практически там же, в начале X в., восточные географы помещают остров Русия (ар-Русия). Попытки исконно русской этимологии Русь от географических названий ( Старая ) Руса, Неруса, русло или от русый «светловолосый» маловероятны по причине явно вторичного вхождения этнонима Русь в собственно славянский регион. Вхождение этнонима состоялось с Юга, как свидетельствует О. Н. Трубачёв (К истокам Руси). Связь и особая древность свидетельств, разнообразие взаимосвязанных форм, непротиворечиво объясняемых на индоарийском языковом субстрате, это единственная возможность раскрыть древнее значение и употребление прототипа имени Русь. Формы, родственные древнеиндийским roka-, ruk- «свет, блеск», ruksa- «блестящий», просматриваются в Rocas , названии народа у Чёрного моря (Иордан). Греки и днепровские славяне понимали древнюю семантику индоарийских обозначений Северо-Западного Причерноморья как «Белой, Светлой стороны», ср. греч. Λευκη άκτη «белый берег» и др. – рус. Белобережье – об устье Днепра. Подключение русскославянской этимологии к традиции употребления термина «белый, светлый» в качестве обозначения страны света «Белая/Западная сторона» (Сев. Причерноморье). В этом контексте становится понятным словоупотребление «ко княземъ нашим св[ѣ]тлым рускым» в договоре Олега с греками 911 г. и понимание древнего значения Русь как «светлая сторона». Финское Ruotsi надо полагать заимствовано из нашего Русь или из его прототипов Ruksi - Rutsi – Russi, финской этимологии не имеет. Уже тогда оно имело значения русский, Россия, русский язык. Восточнофинские языки (удмуртский, коми-зырянский), географически периферийные, знают данное слово только в значении русский. Изначально именно это значение представляется очевидным, начиная с праформы названия Русь , которая укоренилась в славянском Подонье и особенно – Среднем Поднепровье к началу второй половины первого тысячелетия нашей эры. Культура есть равнодействующая искусства и науки, т.е. синтез образа и понятия. По своему происхождению культура восходит к культу. Культура складывается общим напряжением всех причастных к творчеству. Русская культура корнями своими уходит в жизнь русского народа. Она развивалась из осмысления русскими людьми их христиански-православного наследия. Русские мыслители, особенно А. С. Хомяков, выступали против западного эгоистического мышления. Европейскому возвеличиванию «Я» противопоставлялось восточное укоренённое «Мы» [11, с. 61]. Оно отвергает подчёркивание индивидуализма в личности и тяготеет к коллективности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=