Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 81 только допустимо использовать в данном контексте это понятие). В силу чего он по праву считается олицетворением монгольской народной музыкальной культуры. Прорыв из этого «замкнутого круга» видится в безотлагательном создании такого учебника игры на моринхууре с привлечением к этой работе коллектива лучших монгольских специалистов в данной области. Тем более, что собственные ресурсы для такого движение есть: Во-первых, пласт музыкальной культуры, изначально в силу своей значимости находясь в поле зрения государства, продолжает оставаться в центре внимания и сегодня. Как пишет Лю Цзинь, «В настоящее время оно активизировалось в свете целого ряда причин. Главная из них – стремительный прорыв Китая последних двух десятилетий в области экономической и научно- технической, выход в число лидеров мировых держав, со всей остротой поставивший перед страной проблему духовной жизни и национального самосознания народа» [6, с. 3-4]. И, во-вторых, в ряду основных факторов, связанных с эволюцией и развитием репертуара моринхуура по-прежнему находится принцип «уважения к древности» и система культурного наследования, которая, сочетая традицию и новаторство, образуется, а) тремя типами (семейное; «мастер-ученик»; народное) и б) четырьмя способами наследования («Хань»; храмовое; военное; народное (доминирующее в культуре). Строго говоря, с одной стороны, «общая тенденция стиля жизни современной Монголии характеризуется интересом к национальным ценностям, национальной истории, желанием отстаивать национальное достоинство монголов» [1, с. 3]. Но, с другой стороны, при ближайшем рассмотрении в монгольском обществе достаточно очевидны тенденции, которые, на наш взгляд, можно назвать «музыкальной капитализаций». В целом же изменения игрового и музыкального репертуара монгольских этнических инструментов вообще и моринхуура в особенности, в условиях социальных и культурных изменений в культуре КНР, позволяют нам установить причинно-следственные связи и взаимозависимости между падением интереса к исконно народной музыке и современными трансформациями в китайском обществе и культуре. Приходя к выводу о неоднозначности данного процесса мы намечаем механизм преодоления данного разрыва, опираясь на национальную традицию и с учетом основных факторов и способов наследования монгольской музыкальной культуры. Однако это тематика требует своего развития в ракурсе последующих концептуализаций. Литература 1. Бадамжавын Б. Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии: дис. … канд. культурологии : 24.00.02 / Бадамжавын Батжаргал. М., 2000. 192 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=