Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 79 нового жанра пастбищной песни, до сих пор не имеет типичного стиля пастырской песни [11, с. 14-16]. С учетом сказанного, отметим, что моринхуур, родившийся как музыкальный инструмент степной пастушечьей музыкальной культуры, стал в руках своего создателя и игрока – пастуха верным музыкальным спутником исполняемых пастушеских песен – длинных и мелодичных, воспевавших прекрасные луга, необозримые просторы степей, передававших своими длиннотами меняющиеся мысли и чувства исполнителя… Но главным «героем» народных пастушеских песен сына степей и лугов была его лошадь. Монгол как «сын пастбищ», «человек на лошади», проводивший большую часть жизни в седле, полон любви к своему первому помощнику, ближайшему спутнику жизни, верному другу, ощущает тесную психологическую связь с ним и зависимость от него, и это душевное состояние находит выражение в музыке [2; 7]. Повторимся еще раз: духовная жизнь монгола неотделима от образа лошади. «Лошадиная музыка», «конская музыка»э – центральная тема игрового репертуара всех традиционных монгольских музыкальных струнных щипковых инструментов – игили, хуобаси, чжур, йеклера, синагана и других, весьма похожих друг на друга, но различающихся по названию в силу пространственной территории Монголии и отсутствия в силу этого связей между населяющими эти территории людьми. Далее перейдем к рассмотрению основных факторов, связанных с эволюцией моринххура и развитием его музыкального репертуара. Первым фактором, способствующим превращению моринхуура из народного инструмента в профессиональный, игровой репертуар которого, опираясь на традицию, непрерывно пополняется, является фактор наследования – передача накопленного музыкального опыта от старшего поколения младшему. В свою очередь, способ наследования имеет свои особенности: это: а) музыкальное семейное наследование, б) музыкальное персонифицированное наследование в рамках «мастер – ученик»; в) музыкальное общественное (народное) наследование. При этом в данной условной типологии все три формы наследования, будучи взаимосвязанными, гармонично дополняют и обогащают друг друга, при том, однако, что музыкальное общественное наследование в среде монгольского народа носит, как правило, семейный характер. Это означает, что наследование музыки в монгольском народе, в том числе и музыки, исполняемой на моринхууре, основано в первую очередь на семейном кровном родстве, образуя модель музыкального семейного наследования. В целом же сказанное выше, свидетельствует о существенном влиянии социальных и культурных изменений в культуре КНР на качество музыки и исполнительский репертуар моринхуура, позволяя выявить следующие причинно-следственные связи данного процесса: во-первых, в силу объективных культурно-исторических причин, связанных, прежде всего, с переходом части монгольского этноса от кочевого, пастушеского, уклада, к оседлому образу жизнедеятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=