Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 78 пласта монгольской национальной музыки в ее собственно «народном» облике и границах самополагания. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть, описать и по- возможности адекватно проанализировать процессы изменения игрового и исполнительского репертуара моринхуура, по меньшей мере, в трех аспектизациях. Во-первых, в контексте изменения культуры монгольской национальности в преломлении к развитию инструментальной музыки. Во- вторых, с позиции рассмотрения тематического и жанрового репертуара. В- третьих, в ракурсе аксиологического потенциала гуманистического духа луговой и матоцинской музыки, неотделимый от ее эстетического смыслового контекста. С учетом сказанного, нужно отметить, что эстетический смысл монгольской музыки и сущность народного музыкального искусства заключаются в совершенном единстве человеческой и естественной свободы. Это уникальная существенная черта монгольского эстетического стиля и эстетического мышления». Образно говоря, будучи уникальным духовным феноменом, музыкальная традиция монголов сравнима с цветком человеческой мудрости, выступая материальным носителем гуманистического духа и продуктом объективации человеческой художественной практики. В данной связи, отметим, что в его рамках этапность развития монгольской народной музыкальной культуры условно можно разделить на два важных периода, показывающих, границу становления музыкальных практик. 1) ранний – до VII в н.э., в течение которого предки монголов расселялись ареале в лесной зоне реки Эргун, занимаясь охотой и собирательством. В течение этого длительного исторического периода монголы создавали музыку, богатую горной охотничьей культурой, в ряду которых достаточно назвать охотничьи песни, шаманские песни и танцы, коллективные песни, ранние героические эпопеи древних монгольских племен и пр. Второй период, ведущий отсчет после VII в. н.э., ознаменовался пересечением реки Эргун и активным повсеместным территориальным освоением центральной части Монгольского плоскогорья, в процессе чего сложилась кочевая монгольская нация. Закономерным и важным для генезиса народной музыки следствием этих процессов стало развитие музыкальной сферы, а именно: в новых исторических условиях монгольская музыка постепенно перешла от типа культуры горной охоты к типу культуры кочевого образа жизни. Начиная с этого периода музыкальная культура кочевых племен Монголии пережила процесс прорастания, развития, зрелости и отчасти своей кульминации [4; 5]. Крайне важный аспект, на который мы обращаем внимание, отражает качественную специфику самой музыки с точки зрения ее смысловых контекстов и формы музыкальной воплощенности в народных концепт-образах. Здесь знаковой фигурой отсчета выступает период, связанный с правлением и самой личностью Чингисхана. Так, согласно историческим данным, монгольская музыка до периода правления Чингисхана была простой и элегантной, продолжая сохранять в своих основных мотивах «следы» охоты и первозданной горной культуры: ее музыкальная форма, не смотря на рождение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=