Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 77 the folk musical instrument morinhuur - "steppe pearl". In this regard we will reject the thesis that the transition period from the traditional to the modern morinhuura reveals the ambiguity of this process, when, on the one hand, the installation of "musical technology", the modernization of ethnic instruments (including design and manufacturing methods) objectively and justifiably increases the requirements for continuous improvement of gaming technique, changing the repertoire in accordance with new realities. On the other hand, these modifications sharpen the problem of intelligent transformations, which would not be in clear contradiction with the tradition and foundations of the "Mongolian man" mentality. Keywords : inner Mongolia's national traditional culture, ethical stringed musical instrument morinhuur, steppe gem, cultural transformations, Europeanization processes, musical integration, nomadic culture, early musical forms, cult heritage, "musical-cultural tradition," repertoire, manufacturing techniques, ways to inherit Mongolian music culture. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-4-76-83 Для нас очевидно, что любые изменения в обществе, с неизбежностью затрагивая сферу музыкальной культуры, проявляются прежде всего в народной музыке, которая конкретно и убедительно раньше других форм духовного производства передает эмоциональное состояние людей, в звуковых образах активно воздействуя на психику человека. Причем, в такой мере, что мы вправе сказать: музыка – это душа народа, а магическая сила ее влияния на нас не укладывается в законы рационально-рефлексивного мышления, воспринимаясь человеком на уровне эмоционально-чувственного душевного и духовного созерцания. В полной мере это приложимо к монголькой народной музыкальной традиции и ее безусловному символу этническому струнному инструменту «моринхуур», генезис и эволюция которого восходят к ранним стадиям монгольской кочевой культуры монголов – «людей на лошадях». (Обстоятельна эта тема исследовалась выдающимся русским востоковедом, специалистом по древней монгольской культуре А. М. Позднеевым, обобщившем в цикле своих фундаментальных трудов богатый экспедиционный опыт) [7; 8; 9]. Важно подчеркнуть, что совершенствование формы моринхуура и процесса его производства в ходе культурной эволюции логично обусловили этапность совершенствования техники и стиля игры, осуществляемых через программу конкретного воплощения в игровом репертуаре. Такие взаимозависимости сегодня достаточно очевидны. В свою очередь, изменение игрового репертуара моринхуура составляет не просто характерную черту, но важную особенность современной культурной эволюции в качестве национального струнного инструмента. С учетом сказанного, мы можем сформулировать тезис о том, что изменение исполнительского репертуара моринхуур является закономерным результатом культурной динамики монгольской. На том, прежде всего основании, что тематика игрового репертуара моринхуур не только выявляет богатство различий музыкального стиля монгольских этносов в разных территориальных административных единицах Внутренней Монголии. Но одновременно обнаруживает общие типические признаки, составляющие качественную специфику уникального

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=